Глава из книги Анны Халприн «Moving Toward Life:Five Decades of Transformational Dance»
Перевела Оля Белошицкая для svoboda-tancevat.ru
Я начала учить детей танцу в 1940 году, когда была интерном в Университете Висконсина, где я получала степень бакалавра. В Бостоне (1942-1943) я снова работала с детьми, в приюте для обедневших молодых людей и в частной школе для детей из богатых семей. Я получила важный урок в эти годы о том, как окружение влияет на движение, социализацию и детское развитие. Когда переехала в Округ Марин, я стала инструментом в развитии Танцевальных Кооперативов Округа Марин (1947), и через Танцевальный Коорепатив преподавала танец в течение следующих двадцати пяти лет детям из сообщества, где я жила. Мне нравилось учить детей, хотя я не ценила это также, как ценила свою жизнь выступающего артиста, я много узнала о креативности и спонтанности от детей, которые позднее нашли свое место в моей работе как перформеры или учителя других артистов. Следующий текст взят из моих записей 1949 – 1957 гг.
Танцевальные кооперативы округа Марин
Танцевальные кооперативы округа Марин — это коллективное предприятие, подпитываемое энергией родителей, детей и всех вовлеченных сообществ. Матери берут на себя ответственность за управление. Вместе они разрабатывают выставки и афиши и планируют специальные мероприятия, чтобы информировать все сообщество о деятельности танцевальных кооперативов. Цель танцевальных кооперативов состоит в том, чтобы дать детям и взрослым района Залива опыт креативного танца и осознание потенциала ритма и движения, проявляющегося в повседневной жизни. Кооперативы являются полностью независимыми организациями, действующими под управлением и надзором членов сообщества. Преподавательский состав обеспечивает квалифицированное обучение и поддержание максимально высоких образовательных стандартов, но именно добровольное участие родителей и друзей делает эти классы возможными при минимальных затратах и вполне доступными средней семье. В настоящее время в различных общинах в этом районе действуют пятнадцать танцевальных кооперативов, и было подсчитано, что эти кооперативы предоставляют прямые возможности для обучения танцам более двух тысяч человек каждый год.
Танцевальные кооперативы округа Марин — это увлекательный и успешный пример органического развития танца в жизни современного общества. Насколько мне известно, эти кооперативы представляют собой уникальный эксперимент в Соединенных Штатах. Через три года они выросли в размерах, количестве и общем признании сообщества. Есть все основания полагать, что они удовлетворяют реальную потребность в жизни этого калифорнийского сообщества. Мы считаем, что история танцевальных кооперативов округа Марин применима к другим сообществам и другим сферам жизни.
Непосредственным стимулом для создания кооперативов стал детский танцевальный показ, который я координировала. Некоторые родители из округа Марин присутствовали здесь и с большим энтузиазмом ухватились за идею занятий танцами. Они сразу же решили, что у Марин должны быть танцевальные классы такого рода, и решили организовать их сами. Родители созывали собрания, и почти в одночасье было выделено место для занятий, которые вполне естественно начинались с маленьких девочек. Вскоре появились и занятия для мальчиков, и матери купили себе купальники. Классы росли и росли, а кооперативы становились более активными. Вскоре были организованы танцевальные концерты и показы, а танцевальная литература стала доступной для общества. Движущей силой, стоящей за всей организацией, являются трудолюбивые матери, которые, организовав занятия, собирали плату за обучение, проверяли посещаемость и обустроили классные комнаты, поддерживают функционирование кооперативов. Они не только сохранили классы активными и живыми, но и сделали всю идею важным элементом в жизни общества. Благодаря им танец распространил свое влияние на весь округ Марин.
Каково значение танцевальных кооперативов округа Марин? Во-первых, они символизируют возможность восстановления непосредственного участия общины в той или иной форме искусства. Во-вторых, танцовщики и преподаватели получили достойное место в обществе. В-третьих, из-за некоммерческого элемента кооператива, большое количество людей могут позволить себе танцевальные классы. Это, как мы надеемся, повысит уровень совершенства в танцевальном продукте.
Пожалуй, самый захватывающий аспект этого эксперимента — увидеть, как искусство сливается с жизнью сообщества, наблюдать его влияние на детей и взрослых, видеть, как оно вырастает из чего-то чуждого и эзотерического во что-то очень живое, близкое и веселое, чтобы быть частью кооператива, коллективного предприятия.
Роль учителя
Очень важно, чтобы учитель в танцевальном классе акцентировал внимание на повседневном опыте ребенка. Это улучшение, которое учитель добавляет к тому, чего не хватает в опыте ребенка. Учитель может привнести этот подход в класс, зная особенности возраста ребенка, осознавая фоновые влияния на него и не отставая от предметов, которые он изучает в школе. Учитель должен также создать дружелюбную и сочувственную атмосферу в классе, чтобы дети могли свободно отвечать. По реакции детей учительница может понять, нужно ли ей танцевать о феях и цветах, о пожарных машинах и каракулях в домах, или же это просто волнообразное движение с внезапной остановкой. Обучая таким образом, вы никогда не знаете точно, что произойдет до начала занятия. Учитель должен планировать, но планы должны быть гибкими. Поэтому детский класс никогда не повторяется дважды. Каждое занятие должно быть само по себе творением законченного танцевального произведения, которое запечатлевает суть жизни ребенка в данный момент.
Танцевальное образование и обучение
Мы можем думать о тренировке, в первую очередь, с точки зрения учебного процесса. Чтобы ребенок учился и развивался в технической подготовке, у него должно быть желание и интерес к этому направлению. Какой восторженной ученицей она станет, если будет знать не только «что» она делает, но и «зачем». Если ее техническое обучение основано на кинестетическом осознании движения, это будет приятным опытом. Если в презентации идеи движения учитель разрешит ученице принять активное участие в его развитии, и ей будет предоставлена свобода пробовать себя до тех пор, пока движение «не почувствуется правильно», она сможет найти смысл в том, что она делает.
Ребенок стремится к совершенству, потому что понимает, что делает. Ее усилия будут целенаправленными, а отношение-внимательным и пытливым. Со временем она развивает инициативу и самодисциплину. Она находит интерес и радость в процессе обучения. Она должна быть постоянно включенной в своем обучении, чтобы развиваться. Мудрый учитель будет предъявлять все более высокие требования и бросать все большие вызовы, очень внимательно относясь к уровню развития ребенка, избегая тем самым уныния и разочарования, не заставляя ребенка выходить за рамки своих возможностей. Ребенок, когда он готов встретиться с этими новыми требованиями, может затем сконцентрированно работать для желаемого контроля и совершенствования. Ее достижение этих идеалов даст ей мотивацию для продолжения работы.
В дополнение к процессу обучения, возникает вопрос «Чему она учится?». Она изучает науку о самом движении тела, ритмических факторах, элементах силы и пространства, а также отношениях движения с другими людьми, среди прочего. Она также учится находить танцевальные идеи в том, что она чувствует, видит и слышит. Она изучает, как использовать танцевальный материал, чтобы преобразовать опыт движения в паттерны и создать формы для своих танцевальных идей. В результате ее знания не ограничиваются жесткими техниками, а скорее фундаментальными материалами танца, которые опираются на огромные потенциальные ресурсы самого ребенка и принципы искусства.
Техническая подготовка такого рода позволит ребенку приобрести эстетические ценности образов красоты, которые возникают из ее собственных откликов. Один ребенок делится с другими в классе тем, что он создал, а тем, что они создали как группа, они делятся вместе, и таким образом дети получают друг от друга широту эстетических ценностей. Поскольку каждый ребенок проявляет свою экспрессию по-своему, есть индивидуальные различия. Видение этих различий помогает всем детям быть гибкими и открытыми, ценить и реагировать на чувства и отношение других людей.
Тренировка, которая объединяет технику с экспрессией на каждом уровне развития ребенка, приведет к появлению ребенка, который танцует со спонтанностью, свежестью и жизненной силой экспрессивного ума, протекающего через мышцы и нервы. Когда дети обучаются дисциплинам внутренних принципов искусства, они танцуют с большой свободой и грацией.