Поразительно, как иногда взрослые обесценивают детский труд. Дети (или подростки) приходят на занятие, действительно много трудятся, стараются, терпят и преодолевают трудности, растут. А потом добрые взрослые из лучших побуждений (то ли жалея ребенка, что ему тяжело, то ли заботясь о будущем — это ведь не школьные занятия, а значит, и не такие уж важные) — объясняют себе и ребенку, что танцы — это, конечно, хорошо, но не очень уж серьезно. Что в какой-то день можно пропустить занятие, потому что шашлыки, когда-то — поездка по магазинам важнее, чем увлечение ребенка, или вот за одну-две недели до дебютного выступления — тоже срочные поездки или дела, и на тренировку прийти никак.
Конечно, бывают совпадения и обстоятельства, но когда обстоятельства занимают четверть занятий, возникают вопросы.
Или очень многие дети и подростки совмещают несколько секций. И это понятно — вроде бы есть возможность водить ребенка и в художественную, и в музыкальную школу, еще и танцы хорошо бы. Но — опять же, понятно, что это тяжело и затратно — так мотаться, и что если ребенок будет работать в одном направлении, а не в пяти, то он продвинется дальше. При этом очень страшно ошибиться, быть тем родителем, который «отдал не туда». Отведем везде сразу — и совесть чиста. А то, что ребенок не звезда ни там, ни там — так это у него таланта маловато, значит, к девятому классу все это плавненько свернем, и к концу школы пусть только уроки учит и к ЕГЭ готовится.
И — самое страшное — у детей тоже начинается обесценивание своего труда. Они тоже начинают считать, что это несерьезно (я не только о танцах говорю, занятия музыкой и живописью — тоже огромный ежедневный труд), что это все ерунда. И видеть это очень горько. И хочется созвать очередной открытый урок, точнее, даже просто позвать родителей посмотреть на обычное рядовое занятие. Но не для того, чтобы показать, что дети делают и умеют, а чтобы родители увидели, как их дети впахивают, потеют, терпят дискомфорт и растут от занятия к занятию. Потому что легко сидя в эргономичном офисном кресле говорить, что «ну ты же понимаешь, что танцы — это несерьезно, на них денег не заработаешь, а значит, и не очень важно». Для детей всё серьезно, пока взрослые им не объяснят иного) И большинство взрослых, к сожалению, разучивается так работать и не верит, что их ребенок может вкалывать, развиваться и получать результат. А потом и ребенок разуверяется, даже если вкалывает, даже если результат.
По отношению к своему труду я тоже периодически слышу «Да зачем так напрягаться, ведь есть вещи поважнее, зачем преодолевать трудности, раз они есть — значит, это просто не твое, забей». Только я уже взрослая и научилась не верить добрым и умным дядям и тетям. А дети еще верят. К сожалению.
И в такой общей тенденции большая редкость и радость видеть родителей, которые уважают детский труд и работу, поддерживают, помогают, задают вопросы, ищут возможности. Это вызывает действительно много уважения и вдохновения. И как тренера, и как родителя. Таких детей видно, слышно. Они и становятся звездочками, даже если природных талантов не так уж много. Есть над чем подумать всем нам. Хотя, конечно, тема большая и острая, ни в коем случае не хочу обижать родителей и говорить «вы не правы». У всех нас есть право на выбор. Только вопрос, есть ли он у ребенка.