Творческое выражение через телесное движение – язык без слов (1956 год). Мэри Старкс Уайтхаус

Давным давно было время, когда движение являлось нашим языком выражения, но мы не знаем этого. Это было так давно, что мы не можем вспомнить. 

Мы были рождены в этот чуждый для нас мир, в котором первым движением было дыхание – резкое раскрытие легких, которое породило первый крик. И затем мы боролись и росли, чтобы двигаться, без какого-либо наставления обучаясь самостоятельно, как растягиваться и сжиматься, как перекатываться, как держать головку прямо, сидеть ровно, ползать и снова ползать,  и в один торжественный день – встать и пойти.

Наше обучение было тем, что мы делали естественно, без какой-либо цели. Сперва наши движения были случайными и беспорядочными, но когда наши глаза стали фокусироваться, и осознание начало расти, мы научились дотягиваться до нужных предметов, хватать их, и также осматриваться по сторонам. Движение для нас было самым важным делом. Ведь за долго до того, как мы научились говорить, мы выражали все свои чувства через движение. Наша улыбка была всепоглощающей и взрывной. Когда мы говорили «Да», всё наше существо говорило «Да», и когда говорили «Нет» – всё говорило «Нет». Мы были цельными.

Куда все это ушло? Что случилось? Что теперь с нами? 

Во-первых, то наше учение, которое струилось изнутри, уступило место внешнему обучению. Под влиянием неодобрения, и в надежде получить любовь, мы научились манипулировать своим поведением. Мы научились обуздывать наши мгновенные реакции, бессознательно имитируя поведение окружающих. Мы впитали паттерны поведения и все отношения с телом от наших родителей без какого-либо понимания. Мы стали жертвами требований своих учителей, которые не объясняли и настойчиво требовали ограничивающее нас поведение. Хуже того, мы обучались очень медленно, и к подростковому возрасту практически полностью начали двигаться от ума, изолировав внешние движения от внутренних.

Когда мы были детьми и поднимали взор на небо, чтобы увидеть самолет, всё тело смотрело ввысь (попробуйте сделать это сейчас). Когда мы наклонялись, чтобы посмотреть на жучка, всё тело одним целым устремлялось к нему. Но с возрастом — только лишь глаза с ограниченным движением шеи. И теперь, когда мы хотим дотянуться до чего-то, тянется лишь рука. Когда гуляем, гуляют только ноги.

Телесная деятельность с его целостными движениями всего организма раздробилась на отдельные жесты.

Полный любви поток энергии потерял единство и целостность. Наша улыбка стала лишь движением губ. Наш плачь и крик, когда мы их позволяем, сдержаны и остаются внутри, а наш гнев превращается в напряжение.

Мы можем быть очень продуктивными и очень активными, но телесно мы не-экспрессивны, и следовательно, не-творчески. Наши жесты стали стереотипами чувств – ограниченными и банальными. Мы даже целуемся прижавшись щеками, и чувствуем злость, проявляя вежливость.

Кто-нибудь может представить себе взрослого, который отворачивается от того, кто ему не нравится, прыгает ради веселья или хлопает в ладоши от счастья? – Я имею ввиду взрослого, который может позволить себе спонтанную творческую выразительность через телесные движения.

Представьте, как два взрослых гуляют со своей дочкой. Вдруг она убежала далеко вперед без какой-либо причины, просто чтобы ощутить удовольствие от бега, когда как взрослые, разговаривая, продолжают идти. Вскоре они догоняют дочь, сидящую на бордюре. И поднимая голову, она говорит: «Посмотрите как я сижу!».

Вот интересно, а что чувствуют взрослые в своем теле, когда слышат «Посмотри как я…сижу, бегу, лежу и прочее»?

Когда мы были маленькими, нас заставляли сидеть за партами часами, и чем взрослее мы становились, тем дольше нам приходилось сидеть смирно и учиться. И до сих пор ничего не изменилось. Такой образ воспитания основывается на том предположении, что образовательный процесс предназначен для ума, отделенного от тела, и что мы растем якобы за счет накопления идей и знаний, благодаря словам и концепциям.

В свою очередь само выражение чувств ставится под контроль и ограничивается рамками определенного искусства, становясь поверхностным опытом в виде рисунков или песен, выстроенных по заданным правилам, а телесные движения втискиваются в рамки физкультурных дисциплин.

Сейчас наилучшее умение и наиважнейшая ценность нашей культуры – это общение с помощью слов.

Мы – словесная культура: мы понимаем через слова, мы зависим от слов в общении друг с другом.

И теперь мы научились говорить, даже не слушая самих себя, и слушать других, не слыша.

Как раз слушание людей, и в особенности, детей, является наблюдением и ощущением того, что они говорят, но для этого человеку нужно качественно другое осознание и особая чувствительность к жестам и движениям.

Движение ребенка говорит за него и говорит о нем всё. 

Я много раз видела, как дети отвечают на вопрос взрослого «Как дела?» – обычно они не знают, что ответить. Многие смотрят на свои стопы, осматривая позу, и/или на то, как держатся на руку мамы. И в их глазах, которые опущены вниз или подняты вверх, встречая ваш взгляд, весь ответ, и нет смысла переспрашивать, чтобы слышать какие-либо слова.

Взрослый же обычно отвечает: «Нормально, спасибо» (попробуйте сейчас сами ответить на этот вопрос).

У вас внутри, скорее всего, происходит противоречие, потому что то, что сказано в любом коротком ответе, сильно отличается от того, что на самом деле происходит с вами. Тело может говорить: «Я устал(а)» или «Меня пугают Ваши вопросы» (попробуйте ощутить, что сейчас отзывается в вашем теле).

Иногда мы пожимаем руку – и наша рука, словно дохлая рыба, или мы, сидя, подрагиваем или постукиваем ногой (по чему бьем?), держим плечи поднятыми (от чего защищаемся?), у нас поникшая голова и вогнутая грудь (просим прощение?)

Встретившись с кем-то, мы все подмечаем и от этого получаем ощущение о другом человеке, которое невозможно облечь в слова. Все это непосредственно влияет на наше отношение к нему, и мы не осознаем откуда это взялось. А это идет напрямую через движение и жесты – тело не лжёт.

Мы и есть наше движение, а движение есть наша жизнь: энергичная и наполненная, или напряженная и ограниченная, либо спонтанная и текучая, или контролируемая и замкнутая.

Профессор Гарвардского Университета Уильям Хокинг (William Ernest Hocking), однажды заметил, что мы рождаемся в теле, данным нам Богом, но когда нам исполняется сорок – мы обнаруживаем себя в теле, которое создали сами. ​И это тело уже менее выразительно, менее живо, чем оно могло быть, потому что многие из нас не живут телом.

Мы воспринимаем его как «тело» или «мое тело» как посторонний объект, словно это стол или стул в комнате. 

Мы словно говорим: «Я использую тело, но я имею смутное понимание того, что оно – это я».

Но если тело жесткое и негибкое, если оно зажатое и натянутое, несобранное и тяжеловесное – значит и в уме есть эти качества. 

Это очень важно, знаю ли я о себе это или нет. И так или иначе, оно говорит за меня обо мне другим людям, и в особенности, детям. И поэтому в школьном классе, не слова учителя, а именно жесты говорят с детьми.

Если движения учителя очень быстрые словно в спешке, а жесты резкие и неожиданные, никакие воодушевляющие слова не вовлекут детей в деятельность класса, и учитель будет сильно удивлен(а), когда под его/её ободряющие фразы, дети будут мрачнеть и упираться, не желая ничего делать.

Потому что в этот момент тело учителя говорит «Я нетерпелив(а) с вами», и дети видят это, реагируя соответственно.

Любое изменение происходит благодаря, во-первых, сознанию и осознанию своего состояния здесь и сейчас, а, во-вторых, благодаря пониманию возможного значения этого состояния. Конечно, любая физическая активность полезна – тренажерный зал или какие-либо виды спорта. По крайней мере, они помогают нам двигаться: они активируют кровь и мышцы, а также улучшают координацию. Однако они не соединяют нас с самими собой, потому что они имеют мотив – внешний по отношению к опыту себя – внутреннего.

Они словно заставляют нас двигаться по какой-то причине, вместо того, чтобы позволить нам осознать себя.

Как и в любом деле, вы можете играть в гольф или теннис так долго, пока не станете профессионалом, но с большой вероятностью, осознание вашего повседневного телесного мироощущения и ваши индивидуальные жесты не изменяться ни на йоту.

Давайте попробуем одно упражнение:

В данный момент вы читаете мои слова, в какой-то определенной позе. Давайте выясним, что это за поза. Пожалуйста, когда начнете, закройте глаза. Вы можете почувствовать некоторую растерянность или наоборот четкое осознание себя. Но если вы чувствуете растерянность, попробуйте осознать, что эта растерянность из-за окружения, не потому что кто-то может наблюдать за вами со стороны, но потому, что это вы – наблюдаете. Это наблюдение есть акт внимания. Не двигайтесь и не меняйте своего положения – просто побудьте в том, что есть на время нашего упражнения. Теперь начните с ног и стоп: где они находятся? Касаются ли стопы пола, и если так, то какая часть той или иной стопы прижимается к полу? Касаются ли стопы друг друга? Ощущаете ли Вы их одинаково или по-разному? Если Вы в обуви — поёрзайте пальцами ног. Можете ли Вы почувствовать их? 

Теперь поднимитесь свое внимание к коленям, и понаблюдайте за ними также подробно. Скрещены ли они? Касаются ли задние поверхности ног стула? Если нет, то какие части ног касаются того, на чем Вы сидите?  Теперь от таза пройдитесь вниманием вверх  по спине: на сколько большой областью тела вы касаетесь стула? На чем Вы сидите? Ваша спина округленная или прямая? Наклонены ли вы и в какую-то сторону? Сидите ли Вы больше на одной стороне, чем на другой?

Теперь руки: как они расположены и что они делают? И наконец, как располагается Ваша голова?

Можете ли действительно почувствовать её, или Вы просто знаете, что она должна быть там?

Теперь попробуйте осознать себя всего целиком, осознать все наблюдаемые части тела единым целостным взглядом, и тогда вы сможете осознать: «я сижу именно так». Теперь плавно, сохраняя эту осознанность тела, откройте глаза.

Возможно, вам покажется удивительным то, как вы соединили себя (возможно, впервые). Но также, возможно, что-то поразило Вас как что-то очень знакомое или наоборот – незнакомое. Если это знакомо, я спрошу Вас: «Вы всегда так сидите, когда слушаете кого-то?» Если же вам что-то показалось незнакомым, новым или странным – может ли быть так, что вы никогда до этого не знали как именно вы сидите? В любом случае, в тот момент, когда Вы осознали свою позицию, это стало реальным актом – выражением чего-то. Потому что то, как именно Вы сидите не является просто случайностью, но является фактическим выражением Вашего состояния.

И то, что Вы выражаете сложно облечь в слова, но оно будет также реально, как и слова. Если просто сидячая поза передает чувства, то только представьте сколько чувств и смысла выражают наши движения и жесты.

Однажды Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson) сказал: «То, чем ты являешься говорит так громко, что я не слышу, что ты говоришь».

Таким образом, движение является видом не-вербального языка выражения, и осознание того, что и как вы выражаете через тело, раскрывает много всего нового и интересного о нас самих, и мы увидим, на сколько все это несовершенно.

Вы когда-нибудь слышали аудио запись своего голоса? Разве это не вызвало у вас шок: «и это так я звучу?!»

И когда вы смотрите видео о себе – это вызывает те же самые эмоции, не правда ли? Но ни одна запись голоса или видео о вас не смогут дать то ощущение изначального чувства осознания и открытия чего-то нового внутри.

  Изменения тела, включая изменение голоса, происходят только во время развития вашего осознания, вашей способности к наблюдению, вашего намерения чувствовать. И этот процесс является истинным творчеством.

Меня поражает на сколько в наше время не хватает осознанности: мужчинам и женщинам приходится записываться ко мне в студию, чтобы потратить свои выходные ради того, чтобы получить опыт движения.

А ведь истина заключается в том, что мы живы, потому что движемся, и движемся, потому что живы. 

В самом глубоком понимании, движение – это поток энергии, которая движет всей жизнью в целом. Мы движемся все 24 часа в сутки, то есть движение для нас является естественным бытием, и поэтому в движении мы можем обнаружить так много нового о себе. Мы можем  исследовать ощущения и чувства, которые мы даже не подозревали, что они есть. Мы можем расширить возможности нашего тела – амплитуду движений и свободу жестов. Мы можем доверять себе и выражать свои спонтанные реакции. Мы можем позволить своим движениям быть творческими.

Моя частная практика показывает то, на сколько глубоко опыт движения касается непосредственно нашей сути. Приходящие ко мне люди двигаются впервые в свободном пространстве и с удивлением обнаруживают какой в них эмоциональный беспорядок, который они не осознавали до этого.

​Как мужчины, так и женщины испытывают необыкновенное чувство и иногда даже желание расплакаться, которое, как мне кажется, является спонтанным выражением ностальгии по тем временам, когда хождение без цели, бег вприпрыжку, вытягивание рук вверх и прогибы назад были естественными импульсами к движению, и они всегда были доступны и разрешены.

И в этот момент что-то оживает в людях. И не смотря на то, как человек относится к этому действу, не одобряя его стандартной фразой «Что за глупость!», он тронут до глубины души, и он начинает двигаться не просто физически, а из этой глубины. В этот момент тело становится реальным – это и есть настоящее чувство себя.

Я хочу описать вам наиважнейшее, и общее для многих, симптоматическое состояние тела, которое, я уверена, многие из вас сразу же узнают. Как отмечалось ранее, в наши дни, люди являются в высшей степени вербальными существами, и наша жизнь происходит по большей части в головах, основываясь на фактах, размышлениях, толкованиях, понимании, интеллектуальном знании и контроле. При этом сердце и глубинная интуиция часто остаются за бортом жизни. И это видно в телах практически каждого, кто приходит ко мне на занятия. Это часто выражается в крепко удерживаемой малоподвижной голове, из-за сильного напряжения в шее, которое, в свою очередь, идет от напряжения в плечах. Таким образом, голова будто не является частью тела, и вместо того, чтобы двигаться легко вместе со всем существом, она словно отделена от остального тела.

 

Я помню одну молодую женщину, у которой движения были очень широкими, гибкими и разнообразными.

Она танцевала под музыку, что выглядело изумительно. Однако что-то было не так: не смотря на широту движений, танец её не был свободным. Я наблюдала и наблюдала. И, наконец, я поняла: она была подобна марионетке – руки и ноги, поднявшись, падали, а туловище сгибалось вперед и назад. Её тело присаживалось и подпрыгивало, но сама она оставалась в голове – неподвижной голове, которая манипулировала всем остальным. (попробуйте подвигаться сами). Как если бы тело принадлежало голове, вместо того, чтобы она принадлежала телу.

Знаете ли Вы, что средний вес головы взрослого человека равен 16 фунтам (7 кг)? Представляете, как трудно шее постоянно удерживать такой вес?

Давайте попробуем еще одно упражнение:

Поместите обе ноги на пол, прямо перед собой. Теперь измените положение бедер так, чтобы вы опирались о стул седалищными выступами, а не спиной. Теперь острожно выпрямитесь и обопритесь на спинку стула, положив руки по бокам. Опустите Вашу голову на грудь — только лишь голову. Теперь закройте глаза и представьте у себя на макушке маленький мешочек с песком — он достаточно тяжелый и тянет шею вверх. Опустите плечи, словно они следую за головой. Чувствуете как ваша спина скругляется? Пусть вес тянет вас вперед и вниз, поддайтесь этому движению, при этом руки соскальзывают вниз и повисают. Чувствуете как растягивается спина и задняя поверхность шеи?

И теперь очень медленно начните с самой нижней точки тела, там где спина касается стула, и начните подниматься снизу вверх словно по лестнице своего позвоночника, позвонок за позвонком, миллиметр за миллиметром. Пусть спина поднимается так же, как строится башня. Когда вы дошли до ребер, поднимите их и позвольте плечам опуститься, и тогда голова, последовав на ними, поднимется и прийдет в равновесие.

Теперь понимаете на сколько длинное путешествие нужно проделать, чтобы почувствовать, что голова все же соединена с позвоночником и всей спиной? Это упражнение можно также проделать стоя, наклонившись вперед так, чтобы повиснуть от бедер. Это движение растягивает спину, не требуя от вас каких-либо усилий.

Кажущиеся два самых простых слова, на самом деле являются самыми сложными. Каждый день мы по много раз используем «Да» и «Нет».

Теперь попробуем третье упражнение:

Скажите «Да» с помощью головы, скажите его про себя и вложите это значение в кивок головой. Сделайте это движение более заметным и решительным.   А теперь скажите своей головой «Нет» – вспомните, когда вы были ребенком и говорили «Я не буду!». Скажите это по-настоящему, не-вежливо: «Нет, нет, нет!» Ведь это совсем другое дело, согласны?

Мы часто говорим «Да», когда хотим сказать «Нет» или «Нет», когда боимся сказать «Да». В результате чего, мы становимся более твердыми и жесткими, менее убедительными и менее правдивыми. В итоге, когда наши тела не соответствуют им предписанной роли, они отплачивают нам напряжением, означающим неискренность и не-выраженность чувств.

Мы можем найти полноценный способ говорить «Да» так, чтобы он охватил все тело, а также полноценный способ говорить «Нет», который по-настоящему будет означать то, что мы в действительности чувствуем и знаем о чем говорим.

Я часто даю это упражнение на семинарах по выходным. По мере того, как люди становятся более свободными в поиске способов выражения этих двух простых слов, мы дополняем их звуками, которые также выражают чувства.

Я помню, как однажды вечером на занятии один мужчина передвигался по полу, громко отчеканивая «нет», но вдруг в его теле что-то изменилось, четко указывая на то, что в действительности он говорил «Да». Однако его голос продолжал, выпрашивая, повторять «Нет». Противоречие было настолько явным, что все наблюдающие заметили это и не смогли сдержать смеха. Конечно, не каждому даются такие семинары по движению.

Поэтому возникают закономерные вопросы: Что мы можем сделать для себя самостоятельно? Как нам сделать свои движения более осознанными? Как нам позволить себе быть естественными? 

Я предлагаю несколько мини-упражнений, которые вы можете попробовать сами. Как минимум раз в день направьте свое внимание на ощущение тела здесь и сейчас. Это можно делать в любом месте и в любое время: вы можете вести машину, мыть посуду, стелить постель или читать книгу. Просто сконцентрируйте свое внимание на чувстве того или иного действия, исследуя себя также, как в упражнении, сидя на стуле – перемещая свое внимание от одной части тела к другой. Не критикуйте и не осуждайте себя, будто вы должны делать все по-другому. В тот момент, когда вы по-настоящему внимательны, вы можете позволить себе малейшее изменение, и тогда тело ответит вам, выражая то, что оно действительно хочет.

Например, если вы стоите у раковины, вы можете обнаружить, что вы опираетесь на одну ногу больше, чем на другую, из-за чего возникший в теле перекос, передаваясь в спину, создает неприятные ощущения в пояснице.

И в тот момент, когда вы осознаете это, вы чувствуете импульс выровнять тело по центру, равномерно распределив вес на обе ноги. Если же вам сложно почувствовать это, закройте глаза и намеренно перенесите вес тела на ту ногу, на которой уже есть лишний вес, пока не почувствуете возникновение импульса (попробуйте сделать это).

Так же за рулем автомобиля, если вдруг вы обнаружили, что вы крепко вцепились в руль, конечно же не закрывая глаза, почувствуйте как измениться ваша хватка. То есть как только вы направили свое внимание в область напряжения, ваши мышцы ослабят его, и это автоматически сбалансирует состояние.

Практикуйте это упражнение, обнаруживая все чаще и отчетливее этот момент осознания тела, и вскоре вы сможете увидеть те привычки, напряжение и сутулость, которые вы невольно приобрели в течение жизни. Воспринимайте это, как настоящее внутреннее приключение, наполняя его любопытством и позволяя себе стать более осознанными.

Также если вы работаете, используя очень ограниченное число движений, как например, при работе за компьютером, позвольте себе осознать любое напряжение или даже болевые ощущения, которые обычно сконцентрированы в плечах. И когда вы обнаружили это, подарите себе отдых – остановитесь, встаньте, потянитесь руками вверх как можно выше, покрутите плечами вперед-назад, головой по кругу, можете даже похлопать в ладоши, а затем вернитесь на место (попробуйте сделать это).

Утром, когда вы просыпаетесь, вместо того, чтобы силой поднимать себя с кровати с еще крепко закрытыми глазами, воспользуйтесь этим моментом и прочувствуйте сам процесс просыпания: поворочайтесь, потянитесь, позевайте, медленно приподнимите себя в сидячее положение так, чтобы ноги свисали с края кровати  и, когда почувствуете, что готовы – встаньте. Однако многие из нас шатаются словно зомби пока не примут первую чашку кофе – и в этом нет реального пробуждения.

Вы можете пойти дальше этих простых упражнений и отправиться в дальнейшее путешествие.

Включите музыку, чтобы она играла в доме пока вы делаете что-то, не важно что, и начните делать свое дело под ритм и мелодию музыки. Постепенно сместите свое внимание от вашего дела к движению в пространстве комнаты, следуя за музыкой.

Для начала я рекомендую очень ритмичную музыку – с большим количеством барабанов и перкуссионных инструментов, а также народную музыку, потому что четкий ритм позволяет вовлечься в танец.

И, когда вы преодолеете барьер ощущения, что вы делаете какую-то глупость (позволяете себе «танцевать»), поменяйте музыку на более медленную и менее ритмичную, лягте на пол и попробуйте перекатиться, свернуться в клубок и потянуться.

Думаю, вы почувствуете, что все это было намного более естественным, чем вы ожидали, и более того, ваше ощущение себя стало более четким, явным, ощутимым.

Возможно вы пойдете еще дальше, и делая эти упражнения, осознаете свои движения в повседневной жизни: свою манеру пожимания руки другим людям, и то, как вы не смотрите прямо на вашего собеседника, и то, как вы сжимаетесь, если кто-то коснулся вашей руки – и затем, вы начнете позволять всё большую спонтанность себе и другим.

И если вы школьный учитель или воспитатель в детском саду, эта спонтанность могла бы стать для вас самым ценным в работе. Потому что если вы не боитесь своих собственных движений, вы не будете бояться и огромной потребности детей чувствовать вашу естественность и целостность движений.

Возможно, вы даже сможете избавиться от вашей потребности в их неустанном внимании, и позволите им встать, похлопать в ладоши, потопать и потянуться, походить и даже побегать рысью по комнате, а затем снова вернуться к заданию.

И когда вы начинаете позволять себе такую свободу, вы также становитесь более чувствительными и к движениям детей: ваше тело становится более отзывчивым, и дети смогут позволить вам объятие или даже руку на голове (попробуйте достичь этого).

А вдруг если они убегают от вас, вам не прийдется догонять их и заставлять вернуться, потому что вы сможете делать это не сходя с места, с помощью тепла и уверенности, которую вы будете чувствовать в своем теле. (попробуйте достичь этого).

Наше общество уделяет огромное внимание творчеству и креативности, но во многих из нас есть тенденция думать, что быть творческим – значит быть в рамках процесса «создания» определенного продукта. Но на мой взгляд, изначальное истинное понятие творчества состоит в работе над собой, в движении по направлению к полноценному развитию себя, осознанию своего потенциала, а также в возможности позволить себе расти.

То, что мы создаем – это в первую очередь, мы сами, и само созидание – это мы и есть.

Из книги «Теория и Практика Аутентичного Движения», под ред. П. Палларо, Глава 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *