Зачем вообще танцевать с разными пространствами? В городе, на природе (и в чём, кстати, разница?). Кроме как «Снять танцевальное видео на новом интересном фоне, а то в сценическом квадрате или танцевальном зале как-то уже не интересно»? Мы, танцовщики часто воспринимаем пространство именно так — в качестве фона, задника, картинки, перед которой танцуем. Не более.А если намеренно отказаться от документации? Волевым решением: сегодня я танцую с городом. Или с лесом. С рекой. С горами. Морем. Но не будет ни фото, ни видеофиксации… В чём ценность «Танца места» в этом случае?
И если намеренно отказаться от идеи «флешмоба», акции, выступления, перформанса в пространстве природы или улицы — когда мы всей гурьбой (или соло), перед прохожими-зрителями, выцепляем их по-новому взглянуть на привычные места? Если отказаться и от этой сценической опции танца в пространстве? В одиночку или в паре, или в небольшой группе — идти навстречу самому месту, а не зрителям-прохожим.. Что остаётся тогда?
Начну делиться своим…
Мне нравится смотреть на место, пространство, где я нахожусь — как на среду, на объем, ландшафт, который меня окружает. Можно воспринимать это место как красивую картинку, открытку. Любоваться видами. Замечать детали. Удивляться. Затихать. Можно «знакомиться» с ним через истории, легенды, мифы, людей — когда это место не просто место, а символ тех событий и жизней, которые были здесь. В своё время.
Обычно в этом и заключается наша встреча с местом. Как оно выглядит. И что это за место исторически — может, это был древний город, а теперь лавандовое поле? Или это загородная царская резиденция, вид которой стараются поддерживать, как в те самые времена. Дом писателя? Переулки из известного фильма?
А если пойти дальше? Если попытаться подобраться еще ближе? И смотреть не в истории, не только в визуальное. А в то, как мне живётся в этом месте? Как я чувствую его — глазами, ушами, кожей. Какие звуки? Ветер? Запахи? Шероховатость поверхностей? Мягкость земли или твердость гранита под ногами? Какие эмоции рождаются? Какие образы? Воспоминания? Какой я сама становлюсь, когда оказываюсь здесь? Какое движение во мне рождается? Могу ли я здесь двигаться — именно из этого, рожденного здесь?
Практика «Танца места» для меня — в том числе про это. Танец вне стерильного танцевального зала учит нас встречаться с жизнью, её движением, своим движением, с собой. И замечать, а насколько мы идём в этот танец или сдерживаем, останавливаем себя. Пробовать, смотреть, что будет, если идём. Идти. Двигаться. Продолжать. Видеть, если что-то меняется. Прислушиваться к тому, что вокруг. И — самое важное — к себе.
Танец с ландшафтом — городским или природным — учит встрече с другими. Воспринимать Другого не только как внешность+истории, которые мы знаем о нём. Можно ли пойти дальше, глубже, навстречу? Это движение навстречу — станет нашим общим танцем, нашей точкой контакта. Когда я смотрю на человека не плоско, как на картинку, функции и его прошлое. А — насколько я могу охватить это — в полноте нашего с ним общего «сейчас».
А еще практика танца с пространством, танца со внешней средой учит быть внимательнее к среде внутренней и тому, как мы вообще эту жизнь живём. Если тело — это среда, где я живу (а по большому счету, я живу не в городе или деревне, не в квартире или у реки…я живу в теле), то эти же вопросы можно обратить туда. Как я его чувствую? Каково мне здесь? Какое движение, действие рождается, когда я — здесь, в теле?
Через движение в ландшафте внешнем мы можем учиться движению в ландшафте внутреннем. Через жизнь и танец в разных пространствах снаружи мы можем учиться жить в «разных» своих состояниях: когда тело сильное и энергичное, когда уставшее, когда болеет или хочет прикосновения, когда тело мягкое и открытое, когда напряженное, перекошенное, расслабленное и т.д… Не сбегать, не прятаться, не проскакивать. Не пытаться не замечать, где я сейчас оказалась. А быть прямо здесь. И действовать — отсюда. Тем движением, которое рождается внутри меня, а не от внешней необходимости проскочить, сбежать отсюда в надежде, что когда-то окажусь в лучшем месте.
Чтобы замечать волшебное и удивительное в том, что есть вокруг нас (и в нас!) тоже нужна тренировка и практика. Чтобы двигаться и проявляться в этом. Танцевать. Замечать поэзию — визуальную, словесную, движенческую в мире вокруг… В этом нужно регулярно оказываться и быть. Да, потом оно прорастает в повседневность. Но чтобы прорастало — нужно эти мостики, эти ниточки для виноградной лозы протягивать.
С середины мая я буду звать на отдельные танцевальные вылазки-прогулки в Питере (большого курса не будет, но будут отдельные встречи). В конце июля на арт-лаборатории «Танец места. Ладога» вот это проживание-танец в «прямо здесь» мы будем практиковать целую неделю без перерывов и выходных, длить танец места в себе и пространстве. Это штука, которая при всей её простоте включить что-то очень волшебное в жизни. Знаю, потому — предвкушаю и приглашаю.
Продолжение следует…