Перевела пост из блога Йорга Хассманна — оригинал вот здесь
https://www.joerghassmann.com/other-themes/running-how-i-see-it-enriching-my-dance/
Так мне этот блог нравится, что, возможно переведу еще пару постов оттуда)) А пока — про бег)
(О.Б.)
В последнее время все мои проблемы с икрой и коленом под контролем, и теперь я снова могу бегать. Мне это нравится! После того, как я не мог бегать 7 лет и не практиковался еще 15 лет, это просто потрясающе. В беге поднимается очень базовое чувство живости с привкусом свободы и возможностей. Не так-то просто понять, что именно так глубоко меня трогает. Нет ничего особенного, это просто бег, я могу делать это или нет, не имеет значения. Но что имеет значение? — из тех вещей, которые выходят за рамки чистого выживания … Иногда мне интересно, сколько усилий мы вкладываем в вещи и дела, мы тратим деньги, покупаем модные вещи, чтобы сделать нашу жизнь проще, а себя — как-то счастливее. Но в беге есть что-то очень чистое, между мной и переживанием не так уж много. И мне нравится опыт бега. Есть фазы текучести и легкости, меня охватывает изумление от того, на что способно мое тело, невероятная сложность и внутренняя связанность, с которой я могу соприкоснуться, когда бегу. Я наслаждаюсь свободой исследовать, играть с привычками, тестировать движения или постуральные альтернативы, не прерывая процесс. «Разум импровизатора» в действии.
Это очень близко к танцу. Но я задаюсь вопросом, не коренится ли причина этого удивительно глубокого чувства удовлетворения в чем-то другом. Есть что-то фундаментальное, базовое и простое в беге. В беге я заново соединяюсь с тем, для чего мы физически созданы. И под этим архаичным фоном я вижу проблеск чрезвычайной сложности в плане организации движения, результат 6 миллионов лет эволюции, развивающей двуногость из движения четвероногих.
Мне очень приятно вернуться к этому элементарному навыку выживания. Как утверждает довольно популярный антрополог и бегун босиком Даниэль Либерман, бег на выносливость — это навык, которым люди владеют лучше, чем любое другое животное, особенно в жару. Поэтому наши предки преследовали больших животных, пока они не рухнули. (Посмотрите первые 20 минут лекции YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=YTv5KhUtbx0.)
Я знаю, что есть много разных подходов к бегу. И для людей, которые не привыкли бегать или которые чувствуют, что бег — это просто не то, чего хочет их тело, это совсем другая история, чем для меня. Как кто-то, кто чувствует себя довольно ясно «я могу бежать», я использую бег частично в качестве исследования движения или в качестве тренировки танцевальной техники. Значительная часть танцевальной техники — способность ощущать наше тело во время движения. Над тем, что мы можем почувствовать, мы можем работать, оценивать или развивать. Но самые фундаментальные движения очень трудно понять. Один из способов повысить способность ощущать то, что происходит в нашем движущемся теле, — это замедлиться и обратить внимание на детали. Разбивая сложность движений на более мелкие кусочки, которые мы можем сознательно наблюдать. И тогда мы надеемся, что наша система телесного мышления получила достаточно времени и пространства, чтобы перестроить нашу организацию движения, чтобы она могла служить и нам, когда мы движемся быстрее, за пределами скорости, которую мы можем сознательно контролировать. Но, к сожалению, мы не можем замедлить бег, не потеряв его сути.
К счастью, есть также возможность улучшить нашу технику движений, повторяя движения снова и снова, в том числе и на более высоких скоростях. Это то, что предлагает практика бега. Ходьба и бег — возможно, самые сложные движения, которые мы можем выполнить. Просто эволюция вложила несколько миллионов лет исследований в то, чтобы сделать его очень простым для нас. Все тело участвует в этом повторяющемся движении. Направляя свое внимание на конкретные части тела или принципы движения, я могу многому научиться. В своей преподавательской практике я все больше и больше осознаю, насколько полезно повторять движения – в одиночку и в контакте с партнером. Я не трачу энергию на решение, что делать дальше. Это освобождает меня от необходимости обращать внимание на детали, которые в непрерывной импровизации появляются только случайно.
То, что я в последнее время довольно много изучал в беге, это постоянно меняющаяся контр-спираль между плечевым поясом и тазом. Это дает представление о том, как они связаны через центр. Это приводит меня к ощущению множественных упругих связей между нижней и верхней частями тела, напрягая корпус и высвобождая накопленную энергию в следующем шаге. Мне нравится задаваться вопросом, что делает поясничный пояс, как ткани спереди от позвоночника могут поддерживать поясницу. Мне нравится вопрос, где может быть мой центр или какой центр для чего я использую. Я чувствую плавность и выравнивание сил, проходящих через мой крестец, поддерживающих сильный и гибкий позвоночник.
И я влюбился в исследование вселенной изменения тонуса во время бега. Особенно, когда я немного устаю, и мой основной тонус начинает снижаться, я могу наблюдать, как чувство упругости через разные части моего тела исчезает, особенно вокруг моего плечевого пояса. Я замечаю, как я могу сэкономить энергию, немного увеличив тонус, чтобы снова найти поддержку на основе напряжений.
Хм, это кажется больше, чем звучит в моих словах, почему?
В течение 10 лет нашей программы обучения КИ (с Дэниелом Вернером и мной) мы всегда уделяли огромное внимание модуляции тонуса, особенно на уровне пола, в поисках наименьших необходимых усилий для движения, при этом центр и периферия были соединены эластичным образом и были готовы к тому, что может произойти что угодно. Для большинства людей это означает снижение тонуса тела — по сравнению с их обычными привычками — без падения. В последние годы, однако, мы проводим больше времени в положении стоя или вертикальных положениях, много подпрыгивая, пытаясь найти упругость и легкость в вертикали. Тонус тела должен быть выше, чем на полу. Желая, чтобы сработал здоровый рефлекторный режим, в котором мы можем быстро реагировать на внезапные изменения в нашей окружающей среде. Все разговоры о тенсегрити попадают в эти исследования. И в моих беговых исследованиях вокруг модуляции тонуса я обнаружил именно это! Бег может поддерживать этот опыт легкого выпрямления и выравнивания вверх, готовность к небольшим прыжкам, очень быструю и легкую реакцию.
Потратив столько лет на смягчение своего тела, я получаю удовольствие от практики, которая требует от меня использования моих мышц до предела, что заставляет мое дыхание и сердцебиение работать. Я нахожу, что с такой практикой, как бег – особенно если она включает в себя фазы подъема и спуска, я нахожу другой вид доверия и готовности выйти за пределы легкого контактного импровизационного потока .
Существует фантастическая дискуссия вокруг «бега пятки или передней части стопы». Когда задаешься вопросом, как наши предки смогли так хорошо и долго бежать босыми ногами по немощёной земле, то знакомый нам способ приземления с пятки не имеет особого смысла. Без мягкой подошвы и даже грунта я бы не стал толкать пятку всем весом тела сверху в землю, может быть, приземляясь на ветку или камень. Как бы мне ни нравилась эта дискуссия, больше мне нравятся практические исследования. При беге я могу опробовать различные способы приземления ступни, чтобы снизить нагрузку на колени и позвоночник. Выйти из моих привычек за пределы моей зоны комфорта и вернуться к тому, что я считал бегом… Есть определенно больше, чем просто с передней или задней части стопы. И я думаю, что нашел некоторые решения для своих проблем с коленом.
Должен признать, что окружающая среда имеет большое значение. На улицах Берлина я не слышу внутреннего призыва к бегу. В местах, где есть доступ к природе, я вдруг чувствую это желание: «Я хочу бежать! Это похоже на вход в большое танцевальное пространство: Я сразу чувствую себя как дома и то, что нужно, чтобы двигаться директивно или погрузиться в мир физических ощущений и исследований. Чем менее привлекательно окружение, тем больше внутренней работы мне приходится делать, чтобы найти свои внутренние желания движения. В моей реальной городской среде бег не станет моей ежедневной практикой. Я думаю, что это причина, почему я так вдохновился, чтобы следовать желанию моей жены иметь полугодичный перерыв от городской жизни и переехать куда-нибудь с легким доступом к природе.
Последнее замечание: Как и в случае с Контактной импровизацией, бег также не важен и не очень ценен сам по себе. Узнать, что делает меня живым и вдохновленным, — это не столько «что я делаю», сколько «как я это делаю». Что позволяет нам погрузиться в деятельность, в сфокусированный способ переживания того, что мы делаем? … это, пожалуй, главный вопрос.
Перевела Оля Белошицкая для Svoboda-tancevat.ru
Фото с проекта ФИЗРА-2019