Техника танца Хосе Лимона (Jose Limon)
На основе техники Хампри-Уэйдмана, у которых он учился, Хосе Лимон создал собственную технику, которая исследует использование силы и энергии применительно к гравитации и работе с весом в терминах падения, отдачи (rebound) и восстановления баланса. Эта техника использует движение дыхания через тело, чувство веса и «тяжелой энергии» в теле, перемещение веса между различными частями тела для создания текучего перехода из одного положения тела в другое.
Биография
Хосе Лимон — один из ярких представителей танца модерн. Он является американским танцовщиком и хореографом, чьё искусство стало яркой страницей в истории танца модерн. Техника танца Хосе Лимона — одна из ведущих техник в танце модерн и является полной противоположностью технике танца М. Грэхем.
Хосе Лимон, по происхождению мексиканец. Родился 12 января 1908 г. в городе Кульякане, штата Синалоа в Мексике. Его настоящее имя — Аркадио. Воспитан он был в католическом духе. В 1915 г. ОН переезжает в Америку и в 1928 году он начинает обучение танцу модерн у Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана. И уже в 1934 г. стано-141 к я их ассистентом на семинаре Беннингтонского Колледжа, который проходил в Вермонте. До 1945 г. он работает в их труппе, а в 1945 г. совместно с Дорис Хамфри организовывает собственную группу и руководит ею до 1958 г., являясь одновременно хореографом и исполнителем ведущих партий в спектаклях. В 1960 г. он становится почётным доктором университета Уэсли, Мидлтаун, Коннемикут, США. С 1964 г. он возглавляет труппу «Американского театра танца». X. Лимон много работает и на родине, в Мексике. Его и цельность как исполнителя продолжалась до 1969 г. А 2 декабря 1972 г. Хосе Лимона не стало. Его труппа продолжала полнокровно и творчески жить, гастролировать, сохраняя наследие своего основания. В 1973 г. труппа гастролировала в России.
Для хореографа важно отыскать свой собственный стиль, этот стиль — жажда танца. Большое влияние на формирование взглядов X. Лимона оказала теория Д. Хамфри, согласно которой «все телодвижения представляют собой фазы и вариации двух основных моментов — падения и вставания. Они имеют размах колебаний в границах между неподвижностью равновесия (вертикальное положение) и крайней степенью его нарушения, когда тело полностью находится во власти земного притяжения (горизонтальное положениие)». Эти принципы движения и стали основой его техники. Это постоянная «игра» с гравитацией, «разрыв» между верхом и низом. Ощущение неба и земли, рая и ада. Всегда в двух направлениях.
«Как танцовщик Хосе Лимон постоянно противостоит опасности, проходя весь спектр телодвижений между свободой от гравитации и полного подчинения её силам, между моментом зависания и фактическим падением навзничь — этот круг движений Дорис Хам-Фри назвала «аркой между двумя смертями». Стиль его танца в наименьшей степени связан с фиксированием точки окончания движения и конечные точки в технике X. Лимона являются продолжением движения. Окраска движений строится на присутствии постоянного чувства легких взмахов.
Каждый жест подчинён внутреннему состоянию, как это и происходит и в других техниках танца модерн. Техника X. Лимона характеризуется сильным мужским началом, зачастую приобретая национальную окраску мексиканского и индейского искусства, которая обуславливалась его происхождением. Выражение мужественного начала — это ещё и влияние искусства Возрождения, которое он изучал в Калифорнийском университете. Таким образом рождается его оригинальный пластический стиль, принципы его техники. В его творчестве присутствует синтез американского танца модерн и традиции испанского и мексиканского искусства.
В своих постановках X. Лимон достиг абсолютного духовного самовыражения. Его внимание сосредоточено на показе пика человеческих отношений. Вспоминая, Джон Мартин говорил, что эстетика Хосе Лимона вовсе не связана с бравурной техникой, которая характеризуется виртуозными прыжками и вращениями.