Про танец, искусство и хавающий пипл

Почти весь прошлый год меня занимал простой вопрос: танец — это искусство или спорт, цирк? Где эта грань? На сегодняшний день мои поиски говорят, что да, несомненно, танец — это искусство. Хотя есть вещи, тоже называемые танцем, которые фактически стали спортом, места для творчества там почти не осталось.

Но наш вид искусства специфичен: инструмент — само наше тело, «произведения» — мимолетны, видео не передает всю картинку, энергетику (или видео становится самостоятельным творчеством, игрой ракурсов и монтажа). В этом похоже на музыку, пение, хотя звукозапись более полно передает впечатление от песни, чем видео — от танца. Но в музыке мы, как правило, разбираемся немного лучше, и отличаем красоту от фальши (даже если по каким-то причинам предпочитаем фальшивку). Например, на инструменте играть умеет относительно немного людей, поэтому если какая-то группа выходит и начинает лажать, зрители это прекрасно видят. (Это не про «нравится-не нравится», и не «я это вижу так». Конечно, автор имеет право на свободу самовыражения, но все-таки, как правило понятно, где диссонансы нужны, чтобы передать авторские чувства и мысли, а где это просто «промахи» мимо нот).

А вот в танцах «пипл хавает». Два притопа-три притопа — сойдет! Возьмем дорогие костюмы, разрез побольше — здесь повторим,здесь поулыбаемся! На корпоративах отработаем, пошабашим, всем понравится! И люди ходят, занимаются танцами годами, это не дошкольники, которым хлопают умиленные родители. Это молодые юноши и девушки, часто — талантливые, с хорошими данными, которым достаточно и этого. Можно съездить в соседний город, привезти оттуда кучу призовых мест, потому что в каждой номинации всего 2-3 участника.

Есть другая сторона — чистый спорт. Это мне нравится намного больше, тем более, что сама там была) Это такая эстетическая гимнастика, когда понятно, что для первого места нужны трюки, фуэтэ и вращения шпагаты, красивые костюмы, реквизит и идея номера. И вот над этим люди честно работают, получают результаты, места. Тут творчества больше — и в идеях, и в способах их реализации, хотя рамки трех-пятиминутного номера на определенное количество людей ограничивают. Как правило, номера похожи друг на друга, вопросы лишь технике и мастерству.

Конечно, есть и конкурсы современного, экспериментального танца где можно увидеть настоящее искусство, свободу, красоту и мастерство, есть коллективы, команнды, которые ищут, пробуют, делают. Но это совсем не мэйнстрим, и большинство людей понятия не имеет об этом.

Если сравнивать с изобразительным искусством — несомненно, художник должен быть образован, владеть техникой, материалами, чтобы выразить то, что он хочет выразить. Но. Детские рисунки просты, непосредственны, дети искренне заглядывают нам в глаза и спрашивают, понравилось ли нам. Они стараются, и мы, конечно, говорим «очень хорошо нарисовал!». Потом ребенок растет, и если он этим продолжает заниматься, то осваивает технику, законы передачи на бумаге реальности и своего видения реальности. Он будет совершенствоваться, искать свой путь и тогда сможет называться художником, а то, что он делает — искусством. Если танцор в 20 лет танцует на уровне 7-леток, это повод задуматься. Если все при этом довольны — и хореографы, и исполнители, и зрители — это тоже повод задуматься и постараться не идти на поводу у этой среды.

Выразительные возможности тела очень широки, и сознательно делать попсу и оставаться в этой попсе — очень грустная история. Пожалуй, эти темы актуальны для меня сейчас до невероятности, потому что это такой простой путь, которого со всех сторон ждут — ставить номерки для выступленьиц или стараться делать «победные» номера для соревнований. Но очень хочется заниматься красивым и сложным, и повозможности «заразить» побольше людей любовью к этому сложному, чтобы они поняли, что игра стоит свеч, и это лучше притопов и прихлопов.

http://day4life.livejournal.com/105829.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *