Посмотрела фильм «Рок» Учителя, 1988 года. Интересно, что раньше я его не смотрела, как-то не попался мне. Зато сейчас.. Настолько другие люди! Настолько другие мы. Они стремились вылезти из нафталина, стать свободными, кричали, рычали, пели и гремели. Еще 15 лет назад таких было много, и мы в юности тоже пели и кричали об этом — не быть текущей по течению массой, думать, искать, не бояться.
И насколько сейчас изменился мир. Постаревшие рок-звезды тех времен. А новых — нет. Есть отдельные личности, коллективы — прекрасные, честные, талантливые и красивые. Но они настолько разбросаны далеко друг от друга, часто натыкаешься на жемчужину случайно, и удивляешься, почему раньше не слышал? Вроде как музыка стала более «профессиональной», у певцов гладкие голоса, ровные фонограммы или хорошие музыканты. Но настоящего настолько мало на виду. И большинство не заморачивается с поисками (вспомнить, как мы 10-15 лет назад приходили друг к другу в гости, переписывали или скачивали музыку друг у друга с жестких дисков… сейчас доступна вся музыка мира, а что слушать?)..
В танце ситуация была аналогична. В России в конце 80-х,в 90-е был бум экспериментов, самых разных, смелых странных, были поиски настоящего, искреннего, красивого. Потом всех задавил «тодес», когда люди спрашивали, что такое современные танцы, все отвечали «как тодес», и старались танцевать так же. Потому потихоньку у нас подрос хип-хоп, коммерческая хореография. И да, сейчас много классных, оригинальных коллективов в этом направлении, очень крутые, яркие. Сложнейшая хореография, разводки, трюки, музыкальность, стиль. И все ооочень похожи друг на друга. Несколько коллективов выбиваются тем, что на голову выше по какому-то пункту, но в среднем — более-менее понятно, что и как надо ставить, чтобы быть признанно крутым.
С другой стороны — постмодернистский танец, в котором вообще размыты границы, что называть искусством, а что нет. Стоящий на сцене человек — танцует или нет? А идущий? А толстый скачущий мужчина — танцует? Это искусство? Там ковыряются эти вопросы, спорят, провоцируют.
Конечно, сложна финансовая составляющая, потому что делать современный танцевальный спектакль, например, затратно, если под репетиции приходится снимать зал. И он, конечно, не может окупиться за счет билетов. Но! Цой работал кочегаром, БГ — сторожем. Даже не преподавателем музыки) Сейчас никому в голову не приходит пойти сторожем, лучше уж какую-то коммерческую подработку, «ничего такого в этом не будет». Все равно, что Янка Дягилева по вечерам подрабатывала бы в кабаках… Да, а кто сказал, что будет легко? Легко — сделать развлекательную программу из пяти номеров и шпарить ее на корпоративах. А за настоящее надо еще побороться.