Истоки танца. Модерн

Модерн — стиль в искусстве конца XIX — начала XX веков. Поня­тие «модерн» следует рассматривать, «с одной стороны, как уни­кальный художественно-культурный феномен, развившийся в урба­нистической среде Европы на рубеже XIX и XX веков, а с другой — как многосоставный культурно-исторический процесс, трансформи­ровавший все сферы жизни». Представители этого стиля поставили своей целью изменить сложившуюся еще со времен Воз­рождения традицию европейского искусства. «Идейно-философской почвой, на которой взращивалось «новое искусство», был неороман­тизм, на новом этапе возрождавший романтические идеи конфликта между индивидом и обществом, миростроительной миссии худож­ника-демиурга, ведущей роли творческого прозрения в создании произведения искусства». Новое течение в искусстве, очень быстро завоевавшее практически весь мир, родилось в 80-е годы XIX века одновременно в Англии, Германии, России, Австрии, Италии, Франции, Бельгии, Испании, Финляндии, Чехии, США. Представители модерна поняли, что жизнь полна новых возможно­стей: социальных, научных, технических, художественных. Грези­лись новые миры, где человек творил бы свободно. «Весь процесс исторического развития говорит о том, что будущее общество станет совершенно отличным от нашего. Кстати, на это указывают со всей определенностью назревающие симптомы. И эти выводы я отношу, прежде всего, к искусству. Искусство станет указателем перехода к этому новому обществу. В наше время появляется такое недовольст­во общественным устройством общества, современным образом жизни, что повсеместно делаются попытки добиться улучшения».

Стиль модерн рождался в атмосфере глубокой неудовлетворен­ности существующим искусством. Романтизм, некогда обещавший так много, остался лишь прекрасной эстетической утопией: на самом деле из грандиозных проектов создания искусства будущего, о чем так страстно говорили его теоретики, мало, что воплотилось в жизнь. Постепенное осознание этого факта вело к кризису романти­ческих идей, ставшему особенно заметным в середине века. «Эпоха модерна была воспринята как пограничная, как сравнительно крат­кий период между устоявшимся укладом и во многом традиционны­ми формами мышления XIX века и потрясшим основы XX веком. Она воспринималась, как кризисная, но кризис был и творческим состоянием, и предчувствием нового…». Возникает идея синтеза искусств. Таким образом, определялась программа но­вого искусства. Его идеолог Хенри Ван де Вельде писал в 1894 г.: «…художники, слывшие до сих пор «декадентами», превратились в борцов, которые кинулись в поток новой, многообещающей рели­гии»».

Хаос господствовал в архитектуре, глубокий упадок наблюдался в области прикладных искусств. Чувство неблагополучия не покида­ло многих, и не случайно Ревю Женераль де л’Аршитектюр в 1868 г. задался вопросом: «Как вывести наши искусства из той трясины, в которую они погружаются все глубже и глубже?». Краткая эпоха модерна богата теоретическими манифестами, призывавшими к «то­тальному обновлению искусств». В таком «духовном» климате и рождался модерн — стиль, который словно был призван осуществить то, что обещал романтизм; и он действительно активно проявил себя в областях, которые остались романтизму, недоступны: в архитекту­ре, в синтезе искусств, в обновлении декоративно-прикладных реме­сел. Художникам открывались иные горизонты: и реализм, и нату­рализм, и импрессионизм, бурно развивающиеся в изобразительном искусстве и литературе, привлекли внимание наиболее одаренных мастеров.
Модерн предложил грандиозную «перестройку» искусства. Главной идеей его была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а целью было преобразование жизни эс­тетическими средствами, своеобразное «исцеление красотой». Про­изведения этого стиля обладали богатым смысловым фоном. Язык модернистского искусства — это абстрактные формы, но живые, ор­ганические, дышащие и растущие. Характерный для этого периода символизм, например в зодчестве создавал пластические, изогнутые, текучие формы, в декоративном творчестве — стелющийся по по­верхности, разрастающийся растительный орнамент, в живописи -гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала ли­ния, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотво­ренная. Художники этого направления ставили задачу создания син­теза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший в произведении искусства целое и части. Ярким примером синтетичности модернизма может служить любое архитектурное сооружение, в котором все, начиная от решетки огра­ды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов цело­го, решено в одном ключе. Архитекторы стиля модерн всегда начи­нали с внутреннего убранства, с наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функцио­нальным назначением. Это была попытка объединить под сенью ар­хитектуры все виды искусства — живопись, скульптуру, различные виды декоративно-прикладного искусства, создать фрагмент гармо­ничной среды, с помощью красоты которого облагородится и стиль жизни.
Осознавая и преодолевая кризис, он сумел «модернизироваться». Выход из противоречий модерна стал началом нового искусства. Создавались предпосылки для становления фовизма, экспрессионизма, кубизма, абстрактного искусства и сюрреализма. Термин «модернизм» стал особенно попу­лярен в советской эстетике и критике со второй половины 50-х годов XX столетия.

Повлияв на все искусство в целом, модерн не обошел и искус­ство танца. Танец модерн — это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка и свеч. Представители танца модерн отринули все каноны и пытались открыть новое: но­вые темы и сюжеты, которые они находили, непременно следовало выражать новыми художественными средствами. Пластика модерна способна выразить проблемы, которые приобретают более призем­ленный, человеческий характер. «Больно бунтовать против такой изысканной красоты, какой являлась собой Анна Павлова. В соль­ных партиях она танцевала стрекозу, лебедя, только неразумное су­щество. Вот почему мы решили в Америке наших дней: будем тан­цевать роль мужчины и женщины…». Танец модерн явил­ся определенной созидательной вспышкой, которая всколыхнула всех деятелей искусства. Это вид танца, который в начале XX столе­тия становится отчетливой альтернативой классическому танцу. Ис­пользуя серьезную, напряженную классическую музыку, танцоры этого направления рассказывали зрителям о самых сокровенных тайнах человеческой души. Исполнители танца модерн обогатили искусство Терпсихоры множеством оригинальных танцевально-пластических средств, постановки небогаты внешними аксессуара­ми: исполнители предпочитают простые туники и трико, часто тан­цуют босиком. Зато сам танец поражает напряженностью и глубиной ничем не прикрытых эмоций.
Танец модерн — это танец, стремящий­ся выразить духовные потребности человека, это язык чувств, выра­жающий самые потаенные движения души. Естественность и сво­бодное самовыражение танцоров служат этой цели наилучшим обра­зом. Танец модерн — это всегда танец на грани, до предела насыщенный эмоциями. С возникновением танца модерн появились новые возможности для танцовщиков за счет использования движе­ний, выражающих непомерную тяжесть, а также уродливость, так как «уродливые» движения в танце наряду с красивыми движениями способствуют выражению чувств и эмоций.

«Совершенствование тела, разума и души» остаётся актуальным и в наше время. Танец модерн помогает физическому развитию че­ловека и обогащает его духовно. Балетный тренинг базируется на точной неизменной программе движений. Танец модерн эту про­грамму отверг, изменив и доказав, что движение возникает естест­венно и индивидуально. Движения в танце модерн продиктованы природой и строятся по анатомическим законам движения человече­ского тела. «Истинный танец не состоит из различных установлен­ных па и поз. Танцующему они ни к чему: он должен только нахо­дить особенности движения, наиболее правдиво выражающие дви­жения его души». Это метод движений, подчиненный дыханию и анатомически оправданным движениям тела. Это опре­деленная танцевальная система со своими принципами и законами технического исполнения, в которой тело обрело свой полнокров­ный язык. Воспитание мышечного аппарата, свободного от канонов классического танца, развивает и раскрепощает человеческое тело. Оно дает умение управлять собою, двигаться легко и пластично, свободно держаться в жизни. Этот новый вид танца зародился из принципов, заложенных Айседорой Дункан, и проникся ее психоло­гической правдой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *