Танец и пространство. #1 ПРОСТРАНСТВО ВНУТРЕННЕЕ, ВНЕШНЕЕ И СЦЕНИЧЕСКОЕ

Прежде чем в пространстве (или с пространством) что-то делать, хорошо бы увидеть,с чем мы вообще имеем дело. Есть разные подходы, один из них — начать с «внутреннего пространства». Из очевидного — физические границы и объем нашего тела. Сколько кубических сантиметров мы занимаем? Какие в этом формы? Пропорции, размеры, длина, ширина, глубина? Могу ли я вниманием охватить весь телесный объем и в каждый момент времени знать, сколько места и каким образом я занимаю? Можно ли уменьшиться и увеличиться, расшириться или сдуться, вытянуться или сжаться? Как изменения формы и объема ощущаются мной изнутри?

То есть начать с того, чтобы почувствовать тело как объем, наполнить вниманием это внутреннее пространство настолько плотно, насколько это возможно. Здесь же — телесные ощущения. Где тянет, где болит, какие области почти не ощущаются, а какие — наоборот, просят очень много внимания. Где границы движения? Как ощущается соприкосновение с полом, одеждой, стенами или партнёрами? Как живёт моё тело, какого движения (или прикосновения, позы, еды, запаха, ощущений) оно просит?

Важной частью внутреннего пространства будет то, в каком мы состоянии: какие чувства и эмоции испытываем, о чём думаем, какие мысли нас занимают, чем мы живём. Это важная точка начала танца: с чем мы имеем дело. Какое пространство будет танцевать.

Вторая — довольно очевидная вещь — это внимание к пространству внешнему. Это помещение, городское пространство, природа? Нейтральное или специально созданное для чего-то? Пол или земля, есть ли стены и окна, потолок или небо? Какие текстуры, цвета, линии, формы, температура, запахи, звуки здесь есть? Есть ли другие люди — и если есть, то каковы их роли, в каких мы с ними отношениях? Есть ли предметы или оно пустое? Каковы пропорции и формы здесь?

И затем — как я соотношусь с этим местом? Я маленькая или большая здесь? Может быть, яркая и контрастная, а может — сливаюсь с тем, что вокруг? Насколько моё внутреннее и вот это внешнее — созвучно? Может быть у меня внутри тихое лесное весеннее утро, а вокруг меня — час-пик мегаполиса? Как я могу обойтись с этим совпадением или несовпадением (для начала — хотя бы заметить). Каково мне здесь? А как меняется пространство от того, что я здесь появилась? Что я привношу простым своим присутствием?

Мой танец — это как внешнее пространство танцует в моём внутреннем пространстве.
Мой танец — это то, как внешнее пространство танцует благодаря моему внутреннему пространству.

Это довольно большая работа внимания: помимо самого движения и действия чувствовать внешнее и внутреннее пространство, не терять ни то, ни другое, в каждый момент времени продолжать ощущать, замечать нюансы и изменения, наполнять и заполнять вниманием то, что внутри и вокруг нас. Поэтому немалая часть занятий — не только работа с телом и движением, но и распределением внимания.

Наконец, третий аспект, который мы можем вносить сюда — пространство сценическое. Оно появляется, как только появляется артист. Вокруг может быть театральная сцена, репетиционный зал, двор, берег реки или непроходимая лесная чаща — это не так важно. Когда есть артист, у любого пространства есть возможность стать сценическим. (Здесь пока возьмём в скобочки вопрос про зрителя, потому что они тоже могут быть в очень-очень разных ситуациях, в том числе тот же берег реки вполне может стать нашим зрителем — и этого будет достаточно, чтобы сценическое случилось).

Артист/танцовщик в то место, где он есть, привносит волшебство и чудо. В конкретном и ясном физическом пространстве он разворачивает другие миры и вселенные. И да, сценическим пространство делают не декорации и не реквизит, а человек. Как в пантомиме: может не быть совсем никаких дополнительных предметов, но мы видим чудесные превращения и истории, которые разворачиваются на наших глазах, которые видят и не видят — одновременно. Благодаря артисту — видят. Мы создаём этот иной мир, совмещаем его с нашим обыденно-повседневным (поэтому — опять же — важно очень хорошо знать и чувствовать и себя-своё тело, и окружающее физически пространство). Увидеть и прожить это надмирное, невидимое, пригласить туда зрителя, попутешествовать там и вернуться в простое-ощутимое — и есть наша задача, когда мы танцуем.

Удерживание внимания и совмещение этих трёх «пространств» — это начало, создание «холста» и материала, при помощи которых мы будем создавать свою работу. И тогда станут возможны уже следующие шаги: выбор темы, идеи, «красок» и «кистей», выстраивание композиции и так далее. Но об этом — в следующий раз;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *