Статья из книги «THE FELDENKRAIS METHOD IN CREATIVE PRACTICE». Перевела Ольга Белошицкая для сайта svoboda-tancevat.ru
Наше воплощение — главный источник… того, как мы узнаем [что-либо] … в развитии мысли действие предшествует пониманию (1)
Вступление
Развитие координации является основой мастерства артиста. Если посмотреть с перспективы всей жизни, обучение артиста состоит из двух этапов. Во-первых, это самопознание молодого артиста в младенчестве и раннем детстве. Вторая фаза наступает, когда молодой человек проявляет некоторый «талант» и берет на себя обязательства, связанные с режимом тренировок, часто ориентируясь на конкретные способы самовыражения в музыке, танце, театре или изобразительном искусстве. Полное впитывание и повторение через усилие часто рассматриваются как профессиональные достоинства на этом втором этапе развития артиста. Мой профессиональный опыт показал, что первая фаза содержит скрытый ресурс, который может сделать вторую фазу более плодотворной. Каждый танцовщик был младенцем, исследующим свое собственное тело. Это было в буквальном смысле самопознание.
Опыт движения лежит в основе этого самоощущения. Это раннее самопознание является ценным ресурсом. Его можно использовать для повышения художественной работоспособности на протяжении всей жизни. Через исследование процессов открытия и обучения в младенчестве и раннем детстве, процесс обучения начинает категорически отличаться от идеи ‘no pain, no gain» (”нет боли — нет результата»). Этот вид обучения бросает вызов почти всем представлениям о том, что такое практика и как ее следует выполнять. Я расскажу о том, как метод Фельденкрайза обеспечивает процесс обучения артистов-исполнителей для совершенствования их профессиональных навыков через понимание, охват и расширение этой кинестетической основы их жизни.(2)
К решению этой задачи мы будем подходить с помощью трех основных идей:
- Важность кинестетических основ самоощущения, ведущих к
- Радикальному переосмыслению того, как мы практикуем, и
- Как внимательная практика для улучшения навыков может изменить кинестетическое самоощущение
Формулируя проблемы
В своей недавней книге «Воплощенный разум, значение и разумность – как наши тела порождают Понимание» (Embodied Mind, Meaning and Reason – How Our Bodies Give Rise to
Understanding) философ Марк Джонсон пишет:
“В этой книге показана центральная роль наших тел во всем, что мы переживаем, имеем в виду, думаем, говорим, ценим и делаем…. это доказывает, что мы не поймем ни одного из вопросов, которые так дороги философии, пока у нас не будет глубокого и детального понимания того, как наше воплощение в теле порождает опыт, смысл и мышление.”(3)
Почему только аргумент для объяснений? Почему бы также не использовать практику, которая предлагает конкретный, воплощенный опыт? Не следует ли отстаивать форму взаимного влияния между мышлением и действием? Следующее предположение Гуссерля о том, что «единственный способ проверить свое определение – это испытать его через действие — вы должны прыгнуть туда ногами вперед и пережить это самостоятельно»;(4) такая практика нуждается в концептуальной рамке. Для данной главы эта структура сформирована на основе философии, когнитивной науки, нейробиологии и психологии развития. Воплощенное видение себя в последние десятилетия сформировало попытки освободить западную философскую антропологию от дуалистических картезианских объятий.(5)
Воплощенная (embodied) когнитивная наука поддерживает этот переход к современному ответу на кантовский вопрос «Кто есть личность?», наблюдая, как субъективное самоощущение включает мозг, тело и социальный мир (6).
Нейронаука предлагает другой взгляд на человека как на субъект и объект исследования, понимаемый с биологической, социальной и культурной точек зрения.(7) Практика психотерапии и изучение психологии развития демонстрируют, что развитие чувства селф (ощущения селф) — активно воплощаемо.(8)
В своей уникальной манере писатель и врач Оливер Сакс красноречиво запечатлел начало этого процесса развития на протяжении всей жизни:
Во всем этом подразумевается необходимость адекватной концепции личности и разума, концепции того, как растут и становятся индивидуальными личностями, и как их рост и становление соотносятся с их физическими телами. Младенец сразу же начинает исследовать мир, смотреть, чувствовать, прикасаться,обонять, как это делают все высшие животные, с момента рождения. Одних ощущений недостаточно; они должны сочетаться с движением, с эмоциями, с действием. Движение и ощущение вместе становятся предпосылкой смысла. Эта эволюция «я», это активный рост, обучение и становление личности становятся возможными благодаря… индивидуальному опыту (а также потребностям, убеждениям и желаниям). Этот процесс… не может возникнуть, даже не может начаться, если нет движения — именно движение делает возможной любую категоризацию восприятия.(9)
Понимание того, как движение и эта эволюция «селф” взаимосвязаны, открывает неожиданные возможности. Хотя многие читатели могут полагать, что они читают эту книгу, чтобы помочь усилить свои перформативные, исполнительские качества, на карту поставлено нечто большее. Отточенная работа в качестве исполнителя усиливает ощущение того, кто ты есть: гордиться собой как личностью и получать дары, которые приходят с мастерством — чрезвычайно важное вознаграждение.
От философии к практике
Уроки Фельденкрайза можно рассматривать как архетип прагматического, феноменологического обучения. Смысл урока Фельденкрайза, как и в понимании К.С. Пирса и У. Джеймса, заключается в дифференциации в восприятии каждым человеком самого себя и своих жизненных навыков. Чтобы найти это различие, уроки Фельденкрайза предлагают каждому человеку обойти предвзятые концепции и погрузиться в живую феноменологию, предоставляя непосредственный эмпирический путь для улучшения здоровья, повышения творческих и спортивных результатов и изменение направления развития человека. Уроки Фельденкрайза проявляются во внимании к нашим ощущениям и изучению новых способов грациозного передвижения. Результаты могут быть поразительными. Как преподаватель этого метода, я часто слышу, как люди спрашивают после урока: “Почему благодаря таким простым движениям возникает другое “я””?
Максин Шитс-Джонстон дает краткий ответ на этот вопрос: ‘Оказавшись в мире взрослых, мы легко теряем из виду… нашу фундаментальную способность мыслить в движении. Однако всякий раз, когда мы обращаем на это свое внимание, мы обнаруживаем в себе эту способность».(10) Действительно, она есть. Вопросы остаются актуальными: как мы можем двигаться и как мы можем уделять этому внимание? Это головоломка, с которой сталкивается каждый, кто хочет практиковать движение для перформативной работы (улучшения исполнительских качеств).. Уроки Фельденкрайза дают конкретные ответы на эти вопросы.
С практической точки зрения, нам нужна методология для улучшения перформативных навыков. Однако необходимо преодолеть два эпистемологических препятствия. Первое легко решить.Исследователи, ищущие эффективные методы улучшения навыков, ограничены правилами научного взаимодействия; они ограничены требованиями к объективным критериям в научных методах и академическими источниками литературы.(11) Хотя игнорирование личного опыта может быть объективной наукой, оно также устраняет важный ресурс для открытий. Первый опыт обучения человека, который упорядочивает образ тела младенца, не ограничен правилами логики.(12) Этот опыт возникает в результате живого индивидуального опыта на разных этапах развития. Такие реальные жизненные навыки развиваются за пределами лаборатории, вдали от статистического анализа.
Решение очевидно. Мы соглашаемся участвовать, чтобы самим понять, как работает исследовательское (экспериментальное) обучение. Мы признаем, что обучение — это субъективная деятельность. Новое поведение будет более предпочтительно для человека, потому что, так или иначе, оно кажется ему приятным. Обучение — это всегда субъективный опыт, ощущение значимого открытия: для одного человека за один раз. Уроки Фельденкрайза предлагают именно такую методологию от первого лица, позволяющую в любое время на протяжении всей жизни исследовать весь спектр опыта движения человека. Это не значит преуменьшать значение научных открытий. Действительно, Фельденкрайз был человеком высокой эрудиции, ученым и инженером. Вместо того, чтобы игнорировать науку, он соединил ее с субъективной основой обучения; это было источником мысли Фельденкрайза.
Второе препятствие, основанное на картезианском предположении о личности, – это привычный способ мыслить. Он заложен в нашем языке, скрыт широко распространенными предположениями, которые ускользают от обнаружения. Он предписывает веру в то, что у людей механическое тело, управляемое нематериальным разумом. Из этого следует, что, как и любой механический объект, тело может меняться под воздействием внешней силы на сам механизм: растяжение мышц и сухожилий, поднятия тяжестей, напряжения фасций и т.д. Это приводит нас к мышлению, при котором серьезная практика требует приложения усилий к тем частям тела, которые не следуют за намерения нашего ума. (14) Однако это картезианское предположение ошибочно. Взгляд Фельденкрайза на личность отличается. Личность — это человек, биологическое животное, наделенное способностью выбирать, как ему действовать и как он учится на протяжении всей жизни. В 1964 году Фельденкрайз писал:
My contention is that the unity of mind and body is an objective reality, that they are not entities related to each other … but an inseparable whole while functioning
Я утверждаю, что единство разума и тела — это объективная реальность, что они не являются сущностями, связанными друг с другом… но представляют собой неразрывное целое во время функционирования (15)
Метод Фельденкрайза в творческой практике
Для Фельденкрайза тело — не машина, а разум не является нематериальным. Разум возникает по мере того, как человек взаимодействует со своим личным миром посредством активных, самоорганизующихся процессов движения, которые можно понимать как энактивистские.(16) Благодаря индивидуальному опыту человек-животное становится личностью. Как для уникальной, цельной личности, тренировка координации движений для нас также направлена на совершенствование самоощущения. Процесс обучения человека протекает через активность младенца, ребенка и взрослого, исследующего свое собственное тело и мир, в котором он растет и развивается. (17) Исследовательское обучение предполагает принятие решений о том, как и чему уделять внимание, куда двигаться и каким образом, с кем общаться и насколько активно формировать самоощущение. (18)
Совершенствование двигательных навыков связано с улучшением координации, что требует дополнительной информации, а не применения силы.(19) Информация, как в известном изречении антрополога и социолога Грегори Бейтсон, — это воспринимаемое «различие, которое создаёт различие”’.(20) Координацию можно быстро улучшить, максимально увеличив обратную связь о различиях в наших ощущениях самих себя (а не «тела»). Наша нервная система автоматически улучшает эффект обратной связи, когда мы минимизируем силу и уделяем внимание своему опыту. (21) Это несет в себе важное последствие для практики совершенствования наших навыков. Координация в самоорганизующихся и биологических системах улучшается благодаря информационным процессам обратной связи внутри животного.(22)
Улучшение координации движений требует сенсорной информации в качестве обратной связи. Это требует ясности в субъективном опыте восприятия различий разных вариаций движения. Это различие между внешней силой, приложенной к механическому телу, или внутренней информацией в качестве обратной связи для регулирования движения означает, что у нас есть выбор того, что мы практикуем для улучшения: усилия или внимание. Это также поднимает этический вопрос. Когда мы работаем с другими людьми в качестве учителей, коучей или терапевтов, применяем ли мы силу к их телам, уверенные, что эта сила исправит их недостатки как механического объекта? Или же мы подходим к нашей задаче как к межсубъектным отношениям, помогая ученикам раскрыть свой потенциал как человеческим существам, когда они выбирают, как они будут участвовать под нашим руководством?(23)
Самооткрытие
В статье 1997 года, посвященной тому, как революция в науке о мозге трансформировала науку о человеческом развитии и познании, нейробиолог Антонио Дамасио задал вопрос: «Как мозг формирует самоощущение?»(24) За много лет до этого Фельденкрайз затронул ту же проблему. Фельденкрайз начал свою книгу «Осознание через движение» словами: «Мы действуем в соответствии со своим представлением о себе. Этот образ себя, который, в свою очередь, управляет каждым нашим поступком, обусловлен… тремя факторами: наследием, образованием и самообразованием”(25). Фельденкрайз ответил на будущий вопрос Дамасио, создав систему для изучения и реорганизации сенсорно-моторных основ самоощущения. Фельденкрайз изобрел сотни инновационных Групповых уроков по осознаванию через движение (ATM) и индивидуальные занятия по функциональной Интеграция (FI).(26) Эти уроки применимы в любой области, в которой люди хотят улучшить выполнение любой задачи, включающей движение. Эти групповые и индивидуальные методики не являются фиксированной системой инструкций по исправлению неправильных движений. Вместо этого человек становится любопытным исследователем своего опыта движения, того, кем они являются в движении. Кроме того, они получают представление о том, кем они могут стать, используя процессы обучения через исследование, знакомые каждому человеку с младенчества.
Чтобы понять больше, нам нужно задать несколько других вопросов:
- Что мы имеем в виду, когда говорим о представлении о себе или самоощущении?
- Как впервые формируются образ тела и представление о себе в младенчестве?
- Что именно делает ребенок, когда он учится перемещаться в своем социальном и физическом мире во время формирования представления о себе?
- •Можем ли мы использовать эти развивающие навыки, отточенные в младенчестве, для улучшения перформативных качеств и здоровья в любой момент жизни?
- В частности, как артисты-исполнители могут сосредоточить этот процесс самообразования на совершенствовании своего артистического самовыражения?
Основы образа тела формируются в младенчестве, когда младенец осваивает двигательные навыки, собирая воедино паттерны движений, подобные тем, которые показаны на Карте перекатывания (рис. 1) через открытие и исследование своих собственных возможностей. Возможность понять, как функционирует обучение, основанное на открытиях, в младенчестве и детстве, дает каждому человеку новый выбор в том, как он подходит к улучшению своих перформативных навыков.
Движение и развитие самоощущения
В этом разделе я сосредоточусь на том, как движение является основой самоощущения с точки зрения психологии развития. Я буду опираться на идеи психолога и психиатра Дэниела Стерна о том, как самоощущение развивается на протяжении всей жизни,начиная с младенчества.(27) Его модель включает в себя несколько областей представлений о себе, которые активны на протяжении всей нашей жизни; неявно присутствуют в каждый момент нашей жизни, упорядочивая наши действия, наши взаимоотношения и наше ощущение своих возможностей.(28)
Согласно Стерну, самоощущение изначально является кинестетическим переживанием, которое развивается в отношениях с человеком, который заботится о младенце..(29) Стерн называет это переживание «я» говорящим термином ”‘ощущение внутреннего/глубинного “я”” (the sense of core-self). Это служит основой того, как самоощущение развивается на протяжении всей жизни.(30) Важно отметить, что Стерн пишет, что мы можем научиться обращать внимание на любое переживание самоощущения при соответствующем руководстве, включая это невербальное переживание глубинного «я».
В модели Стерна базовое самоощущение раскрывается в первые девять месяцев послеродовой жизни. К тому времени дети ведут себя (31) так, «как будто теперь у них есть интегрированное ощущение самих себя как отдельных и целостных тел».(32) Стерн продолжает: «Младенцы постепенно и систематически упорядочивают эти элементы опыта, чтобы идентифицировать самоинварианты (self-invariants)”. Одним из таких самоинвариантных переживаний является то, что Стерн называет самосогласованностью, то есть «ощущением себя нефрагментированным физическим целым, имеющим границы и локус интегрированного действия»(33). Самосогласованность — это переживание младенцем движения, объединяющее все части тела по направлению, времени и мышечной силе, которые обеспечивают успешное действие(34). К девятому месяцу жизни процесс открытия и обучения позволяет ребенку координировать эти элементы самостоятельных действий, когда он учится кататься по земле. Это можно увидеть на «Карте перекатов» (рис. 1). Ребенок будет опираться на это кинестетическое базовое чувство самосогласованности на протяжении всей своей жизни(35). Эта способность обнаруживать и изучать согласованность движений является учебным ресурсом, который каждый человек может усовершенствовать на уроке Фельденкрайза. В конце концов, все мы хоть раз в жизни овладевали этим навыком. Но какие ориентиры нам нужны, чтобы вновь войти в эту сферу опыта и исследовать ее?
Что делает ребенок?
По мере того, как младенец формирует свое внутреннее «я», он вырабатывает движения, которые позволяют ему перемещаться по окружающему миру, одновременно осваивая процесс открытия-обучения. По мере развития этого процесса самопознания младенец достигает растущей поведенческой компетентности и гибкости в сочетании с повышением двигательной эффективности. Полезно посмотреть, какие новые модели передвижения мы наблюдаем на этом этапе развития, и, что особенно важно, как юный самоучка обнаруживает новизну в передвижении без инструкции.На этой карте представлена краткая информация о продвижении в раннем развитии; сверху вниз представлена хронология того, как в течение нескольких месяцев эти действия проявляются в период становления глубинного «я» (core-self).
Начиная (1) при первоначальном изучении равновесия с лежания на спине, ребенок узнает, как сгибать свое тело для поддержания равновесия и перекатываться на бок (2), а затем на живот (3). Вскоре он обнаруживает, что может создать новый паттерн, сначала сгибая, а затем разгибая свое тело, чтобы перекатиться на живот (6 + 7). В другом варианте, смещая баланс, ребенок обнаруживает, что может переворачиваться, вытягивая свое тело (4) в различных конфигурациях (4 + 5), пока не найдет путь к положению на животе (7 + 8). Эта карта может начинаться с того, что младенец лежит на животе, а не на спине. Это краткое изложение, конечно, не отображает сотни вариаций изображенных паттернов движений.
Как младенец осваивает обучение, основанное на открытиях (discovery learning)?
Как этот вид обучения, основанного на открытиях, проходит без учителя? Как ребенок ориентируется, исследуя многочисленные вариации движений, и приходит к эффективным схемам передвижения? В этом секрет самообразования, который артисты могут научиться использовать для совершенствования своих исполнительских навыков. Этот процесс обучения без обучения может быть задействован на каждом уроке Фельденкрайза.Описывая этот вид обучения, психологи по развитию Эстер Телен и Линда Б. Смит говорят в терминах теории динамических систем. Они указывают, что в процессе развития поведение выбирается из более широкого набора возможностей …исследование является ключевым процессом для приобретения новых форм; и … создание и использование вариативности являются ключевыми элементами этого процесса.(37)
Основываясь на литературе по психологии развития, видео-исследованиях младенцев, моем собственном личном опыте, а также на сотнях уроков Фельденкрайза, я придумал выражение E.V.E.S.O., чтобы обобщить процесс обучения в динамических системах, который описали Телен и Смит. Человек будет:
- (Exploring) Исследовать свою собственную систему: Ребенок исследует свои возможности для восприятия и перемещения собственного тела, создавая
- (Variations) Вариации в паттернах движений по мере их сборки и пересборки,
- (Experimenting) Экспериментируя с полезностью каждой новой модели движений по мере ее сборки,
- (Selecting) Выбор тех паттернов движений, которые полезны и эффективны, и, наконец,
- (Optimizing) Оптимизация их поведения путем совершенствования плавных, грациозных движений, которые соответствуют представлению о себе и социальным потребностям развивающейся личности
Этот процесс E.V.E.S.O. разворачивается по мере того, как ребенок осваивает новые позы и паттерны на основе постоянно развивающегося набора навыков. Результатом является серия «этапов развития», которые представляют собой паттерны адаптивных поз и движений(39).
Внимание является важнейшим аспектом исследовательского обучения
E.V.E.S.O. обучение инициируется любопытством и сосредоточенностью, что ускоряет и фокусирует обучение(40). Внимание играет центральную роль в том, как мозг использует кинестетическую сенсорную обратную связь для координации движений по мере того, как младенец формирует основы своего «я»(41). Таким образом, одна из задач развития младенца (и тех, кто за ним ухаживает) состоит в том, чтобы найти способ научиться координировать три аспекта процесса его внимания: возбуждение, сосредоточение и ориентацию(42).
Для оптимального обучения человек должен быть в спокойно-бдительном состоянии. Человек должен регулировать концентрацию своего внимания и быть способным переориентировать его между внутренним кинестетическим опытом и внешним миром, а также с одного события на другое. Наконец, у ребенка есть врожденная способность распознавать лучшие новые паттерны, возникающие в процессе сборки и настройки(43). Эволюция сформировала мозг, тело и движение как интегрированную систему выживания для принятия решений, обеспечивающих эффективное поведение. Уроки Фельденкрайза дают возможность распознать и использовать каждый из этих потенциальных ресурсов для обучения, которые можно отточить до радикально отличного способа практики для улучшения навыков(44).
Уроки Фельденкрайза – феноменологическое руководство по движению
Преднамеренный поиск новых, альтернативных и нестандартных поведенческих решений должен быть понят, если мы хотим приблизиться к пониманию более широких явлений развития и адаптации (45).
В этом разделе я покажу, как действия младенцев в процессе развития повлияли на основную работу, созданную Фельденкрайзом. Прежде, чем я это сделаю, важно сделать небольшой экскурс. В книге,”On Becoming Aware” Депраз, Варела и Вермерш описывают метод внимания к своему собственному опыту, который называется феноменологией (46). Идея кажется достаточно простой:
1. Избавление от ваших «реалистических» предубеждений… позволяет вам изменить то, как вы направляете внимание на свой опыт …
2. Перенаправление вашего внимания с ‘внешнего’ на ‘внутреннее’ …
3. Отпустить или принять свой опыт.(47)
Каждый урок Фельденкрайза следует этим шагам, которые будут описаны ниже. Сотни уроков Фельденкрайза ATM содержат карты наиболее возможных схем движения. Многие из этих уроков следуют схемам движения на карте перекатов (рис. 1). Уроки обычно включают в себя удивление от осознания того, что вы значительно недооценивали себя как личность. Уроки выводят участника за пределы его привычного опыта движения, расширяя его представление о том, как он может эффективно выступать, и раскрывая неожиданную уверенность в собственном потенциале.
Обучение-через-открытия на протяжении всей жизни
Теория динамических систем, изложенная Теленом и Смитом, обеспечивает основу для процесса обучения-через-открытия на уроке ATM по Фельденкрайзу (48) На каждом уроке человек взаимодействует с невербальным, кинестетическим опытом на этих этапах открытия:
- Изучите систему: студент Фельденкрайза исследует свои возможности для присутствия, восприятия и движения
- Вариации паттернов движений собираются и пересобираются, обеспечивая широкий набор уроков.
- Экспериментируйте с тем, что можно сделать с появляющимися новыми паттернами движений.
- Выберите те паттерны движений, которые удовлетворяют двум основным критериям. Полезен ли новый паттерн? И легко ли это движение?(49)
- Оптимизируйте легкие движения для повышения мастерства, уверенности и самоэффективности; сделайте их частью повседневной жизни.
Уроки Фельденкрайза построены таким образом, чтобы изменить порядок движений всего тела, в то же время как помогая человеку осознать присущую ему способность к обучению. Возникает новая упорядоченность всего репертуара движений (50). Вместо оттачивания знакомого навыка цель состоит в фундаментальном изменении того, как исполнение скоординированно. Действие становится более эффективным на порядок, вместо небольших приращений. Вот как это делается.
Уроки Фельденкрайза определяют учебный процесс E.V.E.S.O., построенный на следующих семи компонентах. Их можно понимать как иерархический системный подход к обучению (51).
Уроки Фельденкрайза обычно начинаются с того, что человек лежит на спине, боку или животе на полу (52)
1. Учащегося просят согласиться изучить, как он выполняет простое действие. Подобно игре, это открытое, непредвзятое исследование.Человек также исследует воплощение своей собственной психологической динамики, своего любопытства и терпения, своего чувства самостоятельности и эмоциональной открытости.
2. Игривое любопытство помогает участнику регулировать возбуждение и перенаправлять свое внимание, что является ключевым учебным ресурсом для выведения невербального опыта на передний план восприятия (54) Один из способов сделать это — попросить их обратить внимание на варианты неэффективных движений: отбросить привычные цели форсирования совершенствования и проявить любопытство ради самого опыта.
3. Предлагается обратить внимание на качество эталонных движений. Человек находит критерий для того, чтобы заметить различия в конце урока. Это может включать вопросы о контакте с полом, дыхательных движениях, чувстве мышечного напряжения или ощущении относительных размеров и пространственных соотношений частей тела. Эти «сенсорные маркеры» переориентируют неврологические процессы внимания на невербальное кинестетическое ощущение внутреннего «я»(55).
4. Студента просят изучить ряд вариаций паттерна движения. Во многих из этих вариаций свобода движений ограничена положениями или конфигурациями частей тела, что делает невозможным привычное решение исследуемой двигательной задачи. Человеку нужно найти другой, более легкий способ передвижения. Если человек может собрать варианты заново, почти сразу возникает новая схема движения (56). Учащегося просят выполнять небольшие, удобные движения. Благодаря простоте выполнения цикл оптимизации движений Вебера-Фехнера-Хеннемана выполняется немедленно и улучшает кинестетическую информационную обратную связь (57)
5. С новым паттерном движения возникает сдвиг в самовосприятии, часто неожиданный для участника(58) Это выявляет характеристику исследовательского обучения, которую важно понять. Процесс E.V.E.S.O. использует нелинейное появление новых паттернов, что означает, что результаты в принципе непредсказуемы (59). Каждый человек находит уникальное решение для одной и той же двигательной задачи, поставленной в последовательности уроков. Наблюдатели видят, что отдельные члены группы двигаются по-разному в ответ на предложения, пока учитель удовлетворен тем, что они следуют инструкциям. Процесс обнаружения выявляет новую модель координации движений, которая является творческой и актуальной для каждого человека в данный конкретный момент (60)
6. Учащийся сравнивает эталонные движения из шага 3. Различия часто бывают неожиданными и приятными. Новая схема движения внедряется в повседневную жизнь человека, обеспечивая передачу знаний.
7. На протяжении многих уроков, длящихся от недель до месяцев, человек открывает для себя новые навыки эмоциональной регуляции, внимания, улучшения движений и уверенности в себе. Человек ощущает себя квалифицированным, успешным и уверенным в себе учеником.
Функционально интегрированные паттерны движений
В этой структуре урока Фельденкрайза заложены две неуловимо очевидных идеи о том, как мы двигаемся (61). Эти важные для улучшения исполнительского мастерства факты настолько стали частью нашего поведения, что их невозможно обнаружить при нашем повседневном подходе к практике. Во-первых, вся координация движений всегда осуществляется в форме паттернов движения. По сути, биология — это паттерны(62). Рассматриваем ли мы физиологию, анатомию или неврологию, животное — это целое, интегрированное существо. Развитие двигательных навыков всегда предполагает обучение координации движений всего тела. Второе понимание относится к тому, что такое привычки и как они изменяются (63). Давайте взглянем на эти идеи. Однажды распознанные, они становятся мощными союзниками для улучшения мастерства исполнителя.
В соответствии с феноменологической позицией метода Фельденкрайза, я начну с эмпирического исследования. После этого я рассмотрю некоторые теоретические основы метода. Читатель может проверить свои знания о паттернах и привычках на себе прямо сейчас. Вы можете обнаружить неожиданные изменения в своем дыхании и равновесии, которые вообще не требуют повторной практики. Это можно сделать быстро, просто изменив схему движения. Если вы на мгновение отложите эту книгу в сторону и быстро переплете пальцы, вы сможете узнать, как это работает. Посмотрите, как они переплетены. Один большой палец лежит поверх другого, а когда вы посмотрите на остальные пальцы, вы обнаружите, что каждый палец одной ладони находится поверх того же пальца другой руки,вслед за большим пальцем. Если вы будете делать это много раз быстро, они всегда будут переплетаться в одном и том же привычном порядке. Теперь замедлите движение и переплетите руки непривычным образом, перемещая каждый палец от большого к мизинцу, на один палец дальше. Это странное ощущение чего-то не совсем знакомого, не совсем правильного.
Обратите внимание, что запястья и предплечья также ощущаются немного странно, когда пальцы непривычно переплетены. Если вы вернетесь к своему привычному способу, ощущения возвращаются к норме. При непривычном переплетении кистей обратите внимание, ощущаете ли вы что-либо незнакомое в верхней части рук или даже в плечах. Вы начинаете осознавать, что небольшие изменения в переплетении пальцев на самом деле представляют собой совершенно другой паттерн движений, координирующий все ваши мышцы, а не только кисти и пальцы.
Посидите минутку спокойно, не переплетая рук, с закрытыми глазами. По мере того, как вы по привычке медленно переплетаете руки, обратите внимание, как вы ощущаете свои глаза и напряжение мышц в глазах и вокруг них, а также на лице. Почувствуйте также свою шею. Затем разведите руки в стороны и переплетите их, закрыв глаза, как обычно. Изменилось ли что-нибудь сейчас в вашем ощущении своих глаз? Не только кисти рук и плечи, но и ваши кисти рук и глаза постоянно координируются мозгом, даже когда мы не думаем об этом.
Ощущение того, что глаза меняются из-за изменения переплетения пальцев, является неожиданностью для большинства людей. Вы можете изучить это подробнее. Найдите стул с достаточно жестким сиденьем. Немного подвиньтесь вперед, ощущая, как вы сидите на седалищных костях. Пристальное внимание покажет вам, что по мере того, как вы очень медленно перемещаете свой вес немного вправо или влево, то, как вы переносите вес с одной стороны на другую, ощущается немного по–другому. Это означает, что способ, которым ваш мозг мобилизует всю мускулатуру для поддержания равновесия, немного отличается справа и слева. Это нормально, но для большинства людей незаметно. Это примеры привычных действий: быстрые, незаметные, полезные для нашей жизни движения. Обратите также внимание на движения при дыхании правой и левой стороной груди. Вы обнаружите, что различия в балансировке также делают дыхание слегка асимметричным. Это тоже нормально, беспокоиться не о чем.
Если вы привычно переплетёте пальцы, вы, вероятно, не заметите никаких различий в дыхательных движениях или в том, как вы слегка переносите свой вес на косточки сиденья. Однако, если вы непривычно переплетаете пальцы, вы можете быть удивлены, обнаружив, что есть разница, когда вы переносите свой вес из стороны в сторону. Двигайтесь медленно, иначе вы упустите тонкие различия в том, как меняется ваше равновесие или как меняется ваше дыхание, когда вы меняете переплетение пальцев. Верните их в привычное положение и обратите внимание, как и равновесие, и дыхание тоже возвращаются к привычному состоянию. Вам это интересно? Есть последний сюрприз. Попробуйте проделать тот же эксперимент, стоя и перенося вес с левой ноги на правую. Медленно, внимательно и не стараясь делать это хорошо. Обратите внимание на то, что ваш баланс на каждой ноге немного отличается, когда вы двигаетесь вправо или влево. Это нормально.
Удивление наступает, когда вы медленно переплетаете пальцы непривычным способом. Если вы затем проверите свое равновесие в распределении веса на стопах, вы, вероятно, почувствуете небольшое отличие в положении равновесия, от того, что было при обычном переплетении. Обратите внимание на то, как ваши ступни стоят на полу, на мышцы ног и бедер и, возможно, мышцы спины и шеи, на то, как ощущаются глаза, если вы закрываете их и медленно и спокойно перемещаете равновесие назад и вперед. Замедляя переход от привычного к непривычному переплетению пальцев, у вас будет возможность заметить, как это, казалось бы, простое изменение вызывает переупорядочение всей схемы удержания равновесия в положении стоя. Этот изящный маленький эксперимент удивляет людей. Различия, ощущаемые по всему телу, являются демонстрацией того, что наш мозг координирует любое движение, которое мы совершаем, как паттерн всего тела. В теоретической биологии это называется функциональной интеграцией (64).
Эти функционально интегрированные сенсомоторные паттерны координации составляют ядро любого навыка вообще и кинестетическое ядро нас самих как личности. Обычно мы игнорируем эти небольшие различия в равновесии, дыхании и поиске большинства видов деятельности. Если мы думаем о теле как о механическом объекте, это явление нелегко объяснить. Это кажется несущественной деталью. Однако, если мы считаем себя функционально интегрированными биологическими существами, тогда мы можем рассмотреть, как небольшие изменения могут существенно повлиять на исполнительские навыки или даже безопасность.
Эти небольшие изменения паттернов также различны для каждого человека. У каждого человека уникальная координация и уникальная история того, как он учился. Следовательно, для любого фундаментального улучшения навыков необходим индивидуальный путь через открытия (65) Это подводит нас к вопросу о том, как развивалась история координации двигательных навыков у человека и как уроки Фельденкрайза повлияют на уникальность каждого человека? Теперь нам нужно рассмотреть три вопроса. Во-первых, что такое паттерн движения? Во-вторых, насколько привычные паттерны движений координируются мозгом, и, в-третьих, как можно реорганизовать эту координацию с помощью практики?
Неврология формирования непривычных паттернов
«Привычки — это когда мы принимаем решение до того, как осознаем, что у нас есть выбор» (66). Двигательные навыки — это привычки, которые представляют собой знакомые паттерны координации движений для успешного действия. Примеры привычных моделей движений включают вашу подпись, организацию вашего дыхания, выражения лица, челюсти и языка, чтобы говорить на вашем родном языке со знакомым акцентом, вашу походку, которую сразу узнают друзья, ваш личный способ выражения ваших чувств и ваш индивидуальный способ исполнения вашего искусства.
У нашего мозга есть неврологический план для этих усвоенных действий, воспоминания о движениях, которые доступны, когда это необходимо. Мы называем эти воспоминания о движениях “привычками” (67) Большинство привычек полезны: речь, наш почерк, наша манера ходить. Привычки автоматически обеспечивают эффективность повседневной жизни и художественного исполнения. Одним из ключей к совершенствованию навыков является понимание того, как привычки координируются мозгом (68).
Нейробиология перформанса показывает, что, когда человек представляет себе какое-либо действие, его мозг планирует, как это намерение может быть осуществлено (69) Это происходит за доли секунды. Для выполнения этого процесса планирования мозг использует набор сетей, которые функционируют как генератор паттернов движения (70). План передается от источника паттернов в головном мозге в спинной мозг, и мышцы выполняют этот план. У мозга есть два способа подготовить и отправить план движения в спинной мозг и мышцы. Первый — полагаться на привычки, или второй — изобретать новые модели движения.
Когда мы действуем по привычке, наш нейрологический генератор паттернов использует воспоминания о знакомых движениях для управления мышцами. Это позволяет нам делать то, что нам нужно, успешно и легко. Быстро становится доступен весь паттерн движения. Мы называем это навыком. Если все идет хорошо, мы можем не обращать внимания на то, как это работает. Художественное исполнение тоже работает подобным образом.
Привычки — это хорошо усвоенные модели движения. Они могут быть инициированы без сознательного решения. Они негибки и, следовательно, надежны для хорошо известных задач. Привычные паттерны движения — это действия «все или ничего». После запуска генератором паттернов привычное движение разворачивается точно по плану; его нельзя изменить наполовину (71). Однако по всем этим причинам, если наши бессознательные, автоматические и негибкие привычки недостаточны для достижения наших целей, их трудно изменить. Мы не знаем, как функционирует генератор шаблонов привычек в мозге (72). Для улучшения навыка нам нужен способ изменить то, как мозг направляет мышцы в процессе выполнения движений. Другими словами, нам нужно изобрести новый план, отличный от привычного.
Только тогда мы сможем быстро освоить более высокий уровень мастерства. Неврология того, как это работает, дает подсказку. Мы можем начать с того, что если деятельность совершенно новая, у человека нет четкого плана. Обучение происходит методом проб и ошибок. Мозг учащегося начнет составлять план для последующего использования. В этом и заключается суть практики: найти ясный и точный план воображаемого исполнения. На это указывает Фельденкрайз в эссе своей книги “Thinking and Doing”: действие завершено уже в уме (73). Однако практика — это не о повторении желаемого действия. Потому что, давайте посмотрим правде в глаза, на большинстве практических занятий мы не повторяем желаемое действие. Мы совершаем бесчисленные ошибки. Обычно мы расстраиваемся из-за этого факта, но необходимо совершать ошибки, а затем подавлять их, чтобы отточить свои навыки. Внимание к тому, как мы совершаем каждую ошибку, позволит нам быстро заблокировать план для этой конкретной ошибки в следующем раунде. В какой-то момент все возможные ошибки были обнаружены и пресечены, и ничего не остается делать, кроме как добиваться успеха. Другими словами, обучение требует, чтобы мы совершали все возможные ошибки и сравнивали каждую из них с другими, более эффективными (74) Если вы потратите время на размышление о своем собственном опыте, вы сможете увидеть мудрость в этом наблюдении. Как только вы сможете ясно представить себе действие, вы сможете перестать совершать ошибки. Ваш мозг разработал четкий план и может мобилизовать память о движении всякий раз, когда вы его себе представляете.
Если вы воспользуетесь возможностью понаблюдать за младенцем, выполняющим движения, показанные на рисунке 1, вы увидите, что младенец пробует все возможные варианты этих движений. Большинство из этих вариантов неэффективны. Однако младенец упорствует до тех пор, пока не перестанет выполнять вариации, которые мешают грациозно перекатываться на полу (75). Если движение, которое обнаруживает младенец, является успешным и легким, младенец сохранит этот план в своем привычном репертуаре действий и продолжит делать новые открытия.
Понимание неврологии привычек показывает, как можно практиковаться без стресса. Секрет заключается в том, что, представляя, как мы что-то делаем, мы незаметно для себя принимаем решение. Мы часто решаем мобилизовать привычку. Мы можем этого не понимать, поскольку выработка привычки может осуществляться без нашего осознания. Как только решение принято и план находится на пути к спинному мозгу для исполнения, уже слишком поздно менять этот образ действий. Однако мы можем прервать привычную деятельность и сознательно создать новый план. Вот в чем суть обучения E.V.E.S.O..
В сети создания паттернов движения есть две двери для принятия решений с тремя ключами. Одна дверь — это дверь эмоций. Ключ — стремление к успеху. Управляемая эмоциональными центрами мозга, дверь привычки открывается большинством видов эмоционального включения. Преимущество этого метода в том, что он очень быстрый. Он может мобилизовать привычные планы движений и передать их мышцам за долю секунды. Мы не сможем выжить, если у нас не будет этих привычек.
Однако у него есть недостаток, если мы хотим научиться новому способу выполнения. Эмоционально управляемая практика настраивает генератор паттернов движения на установку привычки. Мы не замечаем, что выбор сузился до одного варианта: того, что мы уже знаем, как делать. Если мы тренируемся под эмоциональным давлением, у нашего мозга нет другого выбора, кроме как мобилизовать привычные планы движений (76). Амбициозная или боязливая практика восстанавливает привычный паттерн движений, который ограничивает наш выбор и мешает точности нашего исполнения. Мы в ловушке (77). Мы хотим изменить паттерн действий и продолжаем нажимать на кнопку привычки. Неудивительно, что практика может вызывать такой стресс.
Ключи ко второй двери генератора плана передвижения отличаются. Первый ключ — любопытство; это тоже эмоциональный опыт, но он ведет вас ко второй двери с еще одним ключом: терпением. Такого рода переживаниями управляет другая – неэмоциональная – часть вашего мозга, префронтальная кора. Это часть нашего мозга, отвечающая за принятие стратегических решений об альтернативных способах действия (78). Ключи любопытства и терпения помогают нам регулировать эмоции и открывают генератор паттернов движения для новых выборов. Это дает нам возможность опробовать все возможные паттерны, все возможные ошибки. Кинестетическая обратная связь от этих вариаций поможет нам подавить неудачные или неэффективные паттерны движения. Как только мы предотвратим все возможные ошибки, мы выберем и усовершенствуем успешные планы для действительно превосходного исполнения (79) Уроки Фельденкрайза построены таким образом, чтобы использовать эти неврологические ключи для обучения в процессе E.V.E.S.O.. Буква «E» означает исследование нашей системы, в данном случае система — это мы сами. Уроки Фельденкрайза — это ориентиры, помогающие нам направлять этот биологический процесс обучения, включающий неврологию функционально интегрированных двигательных
паттернов. Наконец, каждый человек может освоить этот процесс обучения, поскольку он обладает необходимыми знаниями с младенчества.
Изменение наших историй в будущем
Уроки Фельденкрайза позволяют нам стать исследователями истории нашего собственного развития. Мы заново узнаем, как новые модели движения могут быть открыты, а не навязаны. Мы испытываем на опыте, что можем открыть будущее нашего развития. Это не так узко, как мы могли бы предположить. Этот вид обучения включает в себя самопринятие, любознательность, терпение и готовность совершать ошибки, что дает нам навыки, необходимые для тонкой настройки нашего восприятия и движений. Появляется другой взгляд на практику. Мы можем спросить, на что мы можем обратить внимание? Как мы можем поэкспериментировать с различными способами движения, некоторые из которых не будут выбраны? Обычно называемые ошибками, эти вариации не являются надоедливыми побочными эффектами обучения E.V.E.S.O. Они создаются специально; руководствуясь любопытством и терпением, мы решаем попрактиковаться в своих ошибках. Поступая таким образом, мы вмешиваемся в бессознательное программирование привычного движения, которое ограничивает наше мастерство исполнения. Как еще мы могли бы найти более эффективный способ движения, не нарушая нашу автоматическую и бессознательную привычку совершать ошибки?
Путь открыт для перемен. Это работает, но большинство людей обеспокоены тем, что они ухудшают свои показатели, практикуясь на своих ошибках. Они упускают единственную в жизни возможность изменить отношение к усилиям. Конечно, во время реального выступления допускать ошибки — не очень хорошая идея. Однако в ситуации практики E.V.E.S.O. прерывание привычки является необходимым условием для повторной сборки нового, более эффективного паттерна движения. Так называемые ошибки приветствуются, если на них обратить внимание, поскольку исполнитель обнаруживает, как эти конкретные вариации мешают достижению более высокого уровня исполнения.
Этот вид развивающего обучения расширяет наши возможности действовать в нашем мире. Мы учимся говорить: «Я могу это сделать». Мы обнаруживаем, что действуем уверенно и умело. Уже одно это заставляет попробовать подход Фельденкрайза на практике. Уроки Фельденкрайза повышают эффективность, о чем свидетельствуют многие истории в этой книге. Однако есть и другая возможность. Мы можем глубже проникнуть в нашу личную историю.
Уроки открывают дверь в кинестетическую основу нашего глубинного самоощущения. К нашему удивлению, нам доступно нечто большее, чем двигательные упражнения. На первый взгляд, исследования в области психологии развития далеки от вопросов художественного исполнения. Однако так ли далеки друг от друга истории вашего становления как личности и как художника,артиста? Мы можем признать, что метод Фельденкрайза — это практика, которой не хватало в аргументации Марка Джонсона (80). Я предлагаю вам вернуться к первым страницам этой главы. Я предупреждал, что вас может ожидать нечто большее, чем вы рассчитывали. В нашем арсенале есть неожиданный инструмент для обучения, который позволяет нам переписать нашу историю о самих себе. Дэниел Стерн называет эту историю нарративным “я” (81). Другие авторы описывают это как автобиографическую память, наше ретроспективное описание нашей биографии (82). Перспективная память — это описание того, как наша память о нашем опыте самих себя упорядочивает наши ожидания и восприятие самих себя и нашего мира в будущем (83). Это перспективный рассказ о том, кем мы можем стать. Перестраивая наше внутреннее самоощущение, мы начинаем открывать как наше воспоминание о «я не знаю, как» превращается в «я могу». Наши представления о том, кем мы можем стать и что мы можем делать, открывают новые перспективы. Другими словами, возможно, вы приближаетесь к тому, чтобы открыть для себя новый опыт здоровья. Фельденкрайз любил говорить, что «Здоровье — это когда человек способен реализовать свои неосуществленные мечты»(84). О чем вы мечтаете как артист?
Заключение
В этой главе я рассмотрел некоторые идеи о том, как можно понять опыт чувствования себя. Как он впервые развивается в младенчестве и что делает ребенок, формируя образ самого себя. Это привело к пониманию того, как мы можем использовать эти развивающие навыки, отточенные в младенчестве, для улучшения работоспособности и здоровья в любой момент жизни. Это процесс обучения, основанный на открытиях, который я назвал E.V.E.S.O. Я показал, как основы образа тела формируются в младенчестве, когда младенец осваивает двигательные навыки с помощью объединения паттернов перемещения, подобных тем, которые показаны на карте перекатываний (рис. 1), путем обнаружения и изучения собственных возможностей.
Понимание, как функционирует обучение-через-открытия в младенчестве и детстве, дает каждому человеку выбор в том, как он подходит к практике для повышения исполнительских качеств. В частности, как артисты-исполнители могут сосредоточить этот процесс самообразования на совершенствовании своего художественного выражения. Если мы готовы следовать выводам Моше Фельденкрайза об описании человека, мы признаем, что исследовательское обучение выведет нас пути практики, которые радикально отличаются от того, чему нас учили. Мы учимся быть терпеливыми,внимательными, любознательными; заинтересованными в совершении полезных ошибок, которые приводят нас к вариациям паттерна движений, которые становятся одновременно успешными и грациозными.
Мы можем оставить позади эмоциональный плен привычек и обнаружить в себе не только улучшенную работоспособность, но и изменившегося человека: того, кто способен исследовать все возможности для совершения ошибок. Результатом является безупречное исполнение. Главный приз? Мы обретаем смелую веру в собственные способности к обучению, уверенность в себе и не привязанность к догмам авторитета или традициям. Мы становимся исследователями неожиданных возможностей, которые ждали нас сразу за пределами нашей слепой зоны. Мы становимся художниками, принимая творческие решения о том, как мы выступаем на сцене и как мы живем.