Тема движения, чувствования, осознания и познания — большая и интереснейшая тема, лежащая на пересечении когнитивных наук, философии и дисциплин, связанных с исследованием восприятия и действия. Но сегодня не буду ходить далеко в теории, хочется поделиться из своего субъективного.
Танец — это процесс мышления, который мы делаем видимым для других.
Вообще, можно сказать довольно радикально, что движение и мышление — настолько плотно взаимосвязаны, что даже абстрактные мысли — своего рода танец..) Но движение видимое, проявленное — это одновременно и наше восприятие, и наше творчество. Тот случай, когда мы и воспринимаем окружающий мир, и создаём новое, и в этот же момент — можем делиться и делать этот процесс видимым для других.
«В сущности, то, что существует, <…> это не мир и не тело. То, что существует — это движение, движение, в котором и через которое воспринимаемый мир и действующий субъект конституируются, то есть такое движение, в котором и через которое мы осознаём и мир, и самих себя» (Максин Шитс-Джонстон)
Когда мы смотрим на чужое движение — если мы смотрим честно, открыто, «феноменологически», у нас есть шанс встретиться с другим на таком уровне… На том самом уровне встречи с миром и встречи с собой. Если мы двигаемся, мы делаем видимым своё восприятие мира.
И здесь бывают удивительные встречи — когда в танце я встречаю родных людей — даже если мы не говорим на одном языке вербально. Когда вижу, как они телесно мыслят, и понимаю, что — да, этот человек меня поймёт, он действительно меня может понять в таких тонкостях, которые я и сама не сформулирую на словесном уровне. Это большая радость, большая удача. И она не про то, что «ты хорошо танцуешь, я хорошо танцую, почему бы нам не потанцевать вместе?». Здесь скорее «Кажется, мы очень похоже смотрим на мир — телесно. Как это можно разделить? Как в этом можно побыть рядом?».
А еще отношение к танцу как к мыслительному процессу помогает шире посмотреть на обучение танцу и движению. Чтобы учиться импровизации, нам нужно не только заниматься упражнениями и что-то отрабатывать в зале — мы можем учиться расширению взгляда, восприятия, рисунка мысли у поэтов, художников, иногда — учёных или клоунов. Очень многое о танце можно взять у музыкантов или философов. Да, они не подскажут танцевальных шагов, но сам способ «думать по-новому» — можно брать в своё движение.
Вот и Иттен говорит — ну разве не о танце?))):
«Воспринять форму — значит прочувствовать ее, а прочувствовать — значит придать форму. Легчайший душевный трепет есть форма, излучающая движение. Всё живое проявляет себя посредством движения. Всё пребывает в движении, ничто не мертво. В противном случае оно просто не могло бы существовать» (Иоганнес Иттен)
Поэтому у нас в Vetvi Art Unity бывают странные и совсем нетанцевальные домашние задания (которые кто-то добросовестно делает, а кто-то — нет, считая это мелочью). Поэтому то, как мы проводим время в повседневности, вне танцевального зала — важно. Это наш способ взаимодействия с миром, который мы несём в танец. Здесь мелочей не бывает. Поэтому красота рождается из того самого сора и повседневностей.
Это значит, что учиться танцу — это иногда больше, чем учиться танцу. Это место, где мы можем учиться думать, чувствовать себя и мир вокруг, взаимодействовать, прислушиваться, экспериментировать и действовать. Большая и красивая школа — даже не жизни, а бытия. Хотя мы всего лишь танцуем.
Всего лишь
Всего лишь
Танцуем