В октябре я опубликовала пост «Про педагогику диких и домашних» (можно почитать здесь). Там про то, как я начинала преподавать по-другому, по-новому для меня. Начало этого процесса уже было в «Авроре», в «Кислороде» — постепенно, шаг за шагом я стала искать баланс между обучением «технике танца» и нахождением своего танца, точной работе с телом, чувствованием, движением. Но на радикальные шаги к «другому подходу» тогда я всё еще не осмеливалась. Потому что были дорожки, где есть гарантированный результат «делай А — получишь Б», ничего что это «Б» не совсем про свободу, неординарное движение и владение телом, но зато ясный результат.
В «Ветвях» мне тоже сначала страшновато было пойти радикально. И всё время хотелось искать баланс, сколько директивного танца — тут делаем такое движение, тут учим это, тут работаем с таким качеством, а сколько — исследования своего тела, ощущений, эмоций, чувств, работы с телесным воображением и фантазией вообще… Продолжаю искать этот баланс и сейчас, но — уже — есть плоды, и хочется их заметить и отметить здесь)
БОльшую часть моих классов в «VETVI» мы занимаемся работой со своим телом, разными входами в импровизацию, развитием телесных возможностей и сонастройкой мыслей и чувств с тем, что проявляется через тело. Для этого есть упражнения, практики — их много — из современного танца, буто, физического театра, танцевально-двигательной терапии и т.д. — я как заучка и книжный червь приношу с собой чемоданчик с сокровищами и интересностями — своих, от разных учителей, книг, статей — и мы практикуем, исследуем. Учимся проявляться через тело, быть смелыми, открытыми, поэтичными, непредсказуемыми. Работать с пространством и партнерами, в близком контакте и на расстоянии. Поскольку для меня танцевальная импровизация — это работа на границе между сознательным и рефлекторным, произвольным и непроизвольным (и отсюда получается максимально живое, естественное, но при этом непредсказуемое и яркое движение) — много работаем с этим.
И — тем не менее — почти на каждом занятии есть «технический блок». Иногда бросаем гран-батманы и делаем колёса, часто — работа в партере: перекаты, кувырки и прочие производные, небольшие соединения движений, изредка — танцевальные связки. Иногда это отработка определенного качества движения — например, берем мелкие волны, расслабление и исследуем как можно больше возможностей для их включения в разных положениях, движениях, ситуациях. Еще реже — это физуха или разбор базы каких-то движений (плие-релеве и т.д.). За время преподавания появился опыт давать эту техническую информацию довольно точно, сжато ( в том, что касается работы на полу и привычного вида «контемпорари» — при ненулевой физподготовке достаточно пары месяцев, чтобы базу освоить на неплохом уровне, а дальше начинаются нюансы и тонкости, которые одними повторениями связок не решаются — туда проще попадать через другие «дверцы»).
Радуюсь своей смелости в том, что решилась преподавать вот так, «по-другому». Вижу плоды. Вижу удивительных танцующих. Хочется продолжать в том же духе. Я много читала и читаю зарубежных преподавателей, и видела, что да, такое бывает и так можно. Теперь вижу своими глазами.
И есть ощущение про «нам есть куда расти». В этом полугодии в силу ряда причин мы танцуем без приглашенных учителей, в немного сжатом формате, но я надеюсь, что через время мы возобновим практику приглашения волшебных и прекрасных людей из мира танца. Тоже вижу в этом большую ценность — в этом обмене живым, встречах с такими разными, но в то же время такими родными и удивительными.
Сейчас наши «Ветви» — это маленькие росточки в коробке на подоконнике — всему своё время. Я знаю, когда-то это будет прекрасный удивительный сад. Много благодарности тем, кто сейчас — танцует и принимает в этом участие!) Спасибо вам!
Спасибо. Пост помог решить проблему!