Раньше преподавание для меня было близко к дрессуре. Нет, конееечно, «всё по-другому и на другом держится», но всё же — по внутреннему ощущению — да. Когда «я знаю, как надо, а вы делайте точно как я сказала, и пять, и шесть, и семь, и восемь». И от такого я уставала очень, самое это уставательное было в моей любимой работе. А по-другому — не знала как. Не видела, что бывает по другому.
А в последние лет 5-6 вижу много разного. И «По-другому». Удивительного, восхитительного и волшебного. И, конечно, тоже потихоньку учусь. И понимаю, что это точно не дрессура, а сложнее.. Когда приходят прекрасные дикие, красивые — но одомашненные культурой, приученные думать, что самое лучшее — быть тихим домашним котом или милой собачкой. А то, что на самом деле передо мной тигрица, степной волк, быстроногая лань — а никакие не кошечки или овечки — они будто забыли.
И моя задача теперь не научить их прыгать через обруч на правильный счет, не ходить на задних лапках. А напомнить то самое «дикое», родное своё состояние, танец джунглей, степи или саванны.. И быть таким сопровождающим, который выведенных в неволе тигрят возвращает к жизни в лесу, понемножку, по чуть-чуть, потом освоятся и сами…
Конечно, мы все культурные люди, поэтому мы должны в себе воспитать еще и возможность «уходить в лес и возвращаться». Жить в культуре, социуме, быть нормальным домашним человеком. И — столько, сколько нужно каждому из нас — бывать в этом «внутреннем лесу», на воле, танцевать танец диких волков, сильных тигриц и легких ланей. Иногда — на сцене, перед другими, одомашненными, волками и тиграми, в надежде, что наш танец передаст им весточки гор, степей и морей. И напомнит запах их собственного танца.
One thought on “Про педагогику диких и домашних”