100 танцев одиночества

Автор текста-интервью – Ольга Лопашова, для газеты «Городской курьер»

Сколько уже написано о том, как карантин поломал планы, разрушил чей-то бизнес. А мне хочется рассказать, как из ограничений рождаются новые формы.

Мне повезло общаться с удивительным человеком, который на слуху у танцующих самых разных возрастов — Олей Белошицкой. Она – человек-явление, человек-эксперимент — переворачивающий в нашем провинциальном городке само понятие танец, представляя его как живое, современное, развивающееся искусство. В ее исполнении танец перестает быть просто набором шагов для потехи публики.

Недавно у Оли закончился, не побоюсь этого слова, уникальный проект – «100  танцев одиночества». Сто ежедневных танцевальных онлайн встреч для всех желающих, вне зависимости от подготовки —  тугой сплав творчества и личной терапии. Он начинался как сольный эксперимент, но потом грянула изоляция, с мучительным переходом всего и всех в виртуальное пространство, и Оля стала делать ежедневные  занятия-исследования в «Зуме».  Каждый день, в одно и то же время, новая тема для поиска и новый фокус внимания.

— Это был аналог наших занятий в «Школе свободного движения» — когда есть тема, короткая разминка и одно задание по теме — минут 25-30 на всё. Мы использовали разные практики:  танцевальная импровизация, аутентичное движение, прикладная анатомия, были вкрапления из физического театра и Буто, «протанцовывание» чувств, образов, мыслей, явлений.

Удобно, что в «Зуме» каждый мог сам выбирать степень своей вовлеченности — можно танцевать так, чтобы остальные видели, или не показывать свое видео, быть как на вебинаре.

 — Почему же тогда такое название  — «100 танцев одиночества»?

— В марте я решила, что буду танцевать в любом случае, даже если не наберется группа или на какие-то встречи никто не придет — всё равно буду танцевать. И лично для меня эффект был накопительный — одно занятие это прикольно и здорово, а когда это серия занятий? Каждодневная небольшая порция движения, возвращающего к себе. Иногда глубоко, иногда — легко и игриво. Такой танцевальный ретрит в карантинной повседневности. В результате цикл оказался не про одиночество, а про встречу. Встречу с собой.

БЫТЬ В ФОРМЕ. НЕ БЫТЬ РАБОМ ФОРМЫ

Как признается Оля, ей в работе приходится постоянно искать баланс, быть на пересечении двух плоскостей.  С одной стороны — мир современно-концептуального танца, где люди не придают много внимания внешней форме (это касается и формы движения, и внешнего вида). Но где есть жизнь — живое, чувствующее тело, юмор, мужество видеть реальность и танцевать о ней и с ней.  С другой стороны — мир танцовщиков. Где есть натренированность и измеряемые характеристики: скорость и чистота линий, как танцовщик вращается, высоко ли выводит ноги. Но для достижения высокого уровня мастерства в таких танцевальных направлениях просто необходимо иногда глушить свои мысли и чувства. Не обращать внимания на усталость, страх, неудобства и боль. Напрягаться. Повторять снова и снова. 

Возможно ли это совместить? Хорошо владеть техникой и при этом оставаться чувствующей, проявляющей через тело глубокие вещи? Не бояться быть неправильной и свободной… 

— Пожалуй, здесь, на пересечении двух этих вещей лежит мой интерес в танце. Нет тех, кто лучше. Нет лагерей победителей и побежденных.Нужно помнить и о содержании, и о форме. И о танце, который сочится между, вокруг и вместе с этим всем. 

ВЗЯТЬ И ПРОЖИТЬ

Для меня самым ценным уроком от Оли стала тропинка к собственному танцу. Впрочем, тут стоит еще раз оговориться о терминах. «Танец» не равно «эстрадный номер», это не обязательно (скорее даже совсем не) красивый и выстроенный набор па. Важно разрешить себе двигаться изнутри, без оценки, без желания угодить возможному «зрителю». Вы даже не представляете, какая это мощная терапия – взять и прожить, протанцевать, вытанцевать свои внутренние вопросы.

— Мы начинали с довольно простых вещей. Например, как устроено наше тело. Вот коленка, ухо… Нырнем глубже – мышцы, кости, эндокринная система. А потом это вплетается в танец, и ты видишь, насколько вообще способен переживать метаморфозы, насколько связан с людьми.

Скажу честно, двигательная терапия — это не самый простой путь. Иногда задания ставят в тупик. А первое время мозг, воспитанный на классическом танце и дискотеках, вообще отказывается воспринимать происходящее как «танец». Но чем дальше заходишь, тем более внимательной и отзывчивой становишь. И это большой личный козырь «быть в теле», знать свою силу и пластичность, открытость и «темную сторону», падать, взлетать и танцевать с гравитацией. Такая танцевально-движенческая практика может поддержать в непростые нынешние времена, а может оказаться большим путешествием, разворотом в сторону своей жизни.

— В марте танцевали  волнующие меня темы — «Между надеждой и тревогой», «Нежность», «Уязвимость», «Мой город. Мой дом. Моё место». Затем  был большой блок  по книге «Body and Earth» Андреа Олсен, где мы начинали свой танец из нового понимания анатомии, биологии, истории. Это все мы соединяли это со своим телом и приносили в движение.  Где-то отталкивались от упражнений, которые приводит Андреа, где-то цепляли лишь тему для размышлений. Но в результате это было  очень интересное прикосновение к устройству мира, к законам, с которыми мы сталкиваемся — так или иначе ежедневно.

А в мае у нас была физика…

ФИЗИКА РЯДОМ

— Танцевать физику? Как это вообще возможно?

— Поскольку я по первому образованию физик (МИФИ, специальность «Физика кинетических явлений»), мне очень хотелось понимание физических законов, процессов и явлений тоже протанцевать и превратить в движение. Мы говорили о разных вещах из курса элементарной физики от самых простейших законов ньютона до теории относительности, работы атомных станций и радиации.

Например, исследовали «Движение по инерции». Это когда мы поддерживаем то, что есть, не препятствуя и не прилагая много сил. Когда можем заметить, что какая-то скорость у нас уже есть, и мы можем  двигаться на ней, не давая себе постоянно пинков и импульсов. Можем играть с этим, почти не затрачивая усилий!

Из отзывов участников курса:

«Физика в нас и рядом и благодаря Оле физика оживает и превращается в жизнь: частицы притягиваются и отталкиваются, сила тяжести заземляет и не дает фантазерам улетать в небеса… Моя любимая таблица Менделеева, где есть элементы доноры, добряки, не умеющие защитить свои границы и всем легко отдающие свои электроны типа натрия и бандиты захватчики галогены, которые у всех отнимают электроны. Это был взрыв мозга»

— Все ли темы получалось легко понять и протанцевать?

— Иногда даже простые понятия выводили нас в большие размышления о жизни. Например, что путь (длина траектории) и перемещение (отрезок от точки А до В) — не одно и то же. Можно проделать огромный путь — и вернуться в ту же точку или откатиться назад. Можно оказаться в точке В, преодолев сложнейших пеший маршрут и начать сравнивать себя с теми, кто оказался в той же точке просто прилетев на самолете. Небольшое перемещение может оказаться дорогой длиною в жизнь. Иду ли я прямо — или постоянно сворачиваю с дороги и гуляю по полям и лесам? Успеваю ли заметить красоту, порадоваться?  А еще «Путь — пройденное точкой расстояние вдоль траектории – всегда положительная величина». Это то самое «любой опыт – положителен». Но не любой результат.

Впрочем, финал у проекта получился жизненным и позитивным. Последние четыре темы были взяты из  методики создания проектов «Dragon Dreaming» (мечты дракона): мечта, планирование, действие и празднование. Танцевали о том, как важно — не разучиться мечтать. Смело, безрассудно, ярко! Да, в планировании и действии что-то изменится, что-то не получится, что-то будет иначе. Но как классно — не обрезать себе крылья на этапе мечтания!

— В подходе Dragon Dreaming принято не менее 25% от затрат на проект оставлять на празднование. Не стесняться радоваться и праздновать свою жизнь, близких, чудеса, которые происходят вокруг или которые мы создаем сами. Как важно замечать большое и маленькое — даже самое маленькое движение, шаг, вдох и выдох.

У меня  море благодарности тем, кто был рядом! Танцев в одиночестве — не было. Это чудо и урок для меня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *