статьи

Дискуссия после доклада «Свобода? Сила? Счастье? Нейро-политика КИ» на CI36 (by Сара Золброд)

От переводчика: Эта дискуссия кажется мне важной. Очень важной, потому что в ней поднимаются вопросы, которые в танцевальных сообществах поднимать не принято. Но поскольку без этого, хотя они — очевидно важны. Есть ли разделение между «физическим» и символически-мистическим подходами к преподаванию КИ? Почему на кругах-обсуждениях не принято отвечать или высказывать своё недовольство? Как мы пользуемся метафорами при описании движения? Какова роль учителей в КИ? Как относиться к тому, что кто-то приходит в КИ за общением, а кто-то — за физической практикой? И как переходить от критики к поддерживающим действиям. О.Б.

Роберт Тёрнер выступил с докладом под названием «Свобода»? Сила? Счастье? Нейрополитика КИ» 17 июня 2008 года, на CI36. Около двадцати человек из Европы, Канады и США сидели за длинными партами в аудитории колледжа Джуниата. Кроме Роберта и координатора Кита Хеннесси, среди них были Аарон «Брандо» Брандес, Асаф Бахрах, Шерил Паллант, Джастин Бёр, Мэтт Фау, Ронья Веркасало, Йорг Хассманн, Кэрол Суонн, Валери Саббах, Эстер Гал и я.

Роберт прочитал отрывки из своей статьи «Нейрополитика контактной импровизации», освещающие такие темы, как влияние его эмоций на его опыт КИ, а также некоторые научные объяснения того, как формируются привычки. Роберт говорил о КИ как о практике слушания реальности настоящего момента (наших ощущений, чувств и мыслей), и о том, как это слушание может создать возможность сломать привычки послушания и угнетения. Оригинальный документ доступен в Интернете по адресу contactquarterly.com (войдите в Webtexts) или см. обновленную версию на rt.spiralhighway.com.

Кит Хеннесси фасилитировал последующую дискуссию. Некоторые основные моменты: ценность критики и наш комфорт или дискомфорт при ее выражении; динамики -социальная, политическая, экономическая — лабораторий по сравнению с обучением с преподавателем; спектр джемов КИ — от фокуса на технике до социального/рекреационного фокуса.

Далее следуют мои заметки с конца выступления Роберта и последующего обсуждения. Текст, выделенный курсивом, — это мои контекстуальные замечания. Перефразированные резюме предваряются именем человека, выделенным курсивом. За именем, написанным заглавными буквами, следуют дословные цитаты (с извинениями за человеческую ошибку). Этот текст был прочитан и в некоторых случаях пояснен участниками.

Сара Алесси Золброд

Роберт поделился цитатой Стива Пэкстона: «Я хочу заявить, что я за опору на физические ощущения в преподавании этого материала. Символизм, мистицизм, психология, спиритуализм-все это чушь собачья. Я думаю, что при обучении стоянию или обсуждении импульса или гравитации каждый учитель должен придерживаться «ощущенческих»фактов.»»(Sharing the Dance, Cynthia J. Novack, PP. 81-82)

Роберт сказал, что использование метафоры для описания и направления нашего опыта КИ отвлекает наше внимание от реальных ощущений и мыслей, включая воспоминания (которые, по крайней мере, позволяют увидеть корни наших привычек), во время практики. В заключение он сказал, что слышал, как люди ссылались на практику КИ как на убежище от мира, и что он мог видеть обоснованность этого в районах, раздираемых войной, или в районах интенсивных гражданских волнений. Но в наших относительно стабильных условиях ему казалось, что КИ может быть практикой, которая, улучшая наше понимание себя, изменяет мир, а не отвлекает нас от него.

Когда его спросили, Роберт подтвердил, что его учителя по КИ часто использовали метафоры. Кит согласился, что лишь немногие люди характеризуют КИ в физических терминах. Как и было обещано, Кит выступил с короткой презентацией «Теории и провокации». Его намерением было вбросить несколько вопросов, чтобы начать разговор. Ниже приводятся некоторые перефразированные основные моменты.

Кит: Почему «про-ощущенческий» способ говорить о КИ остается уделом меньшинства? Большинство комментариев на Underscore на CI36 во время заключительного круга были основанными на вере откликами, и немногие были физическим личным опытом…

Мы описываем КИ как происходящую из утопических идей, но к 1972 году [когда КИ появилась] контркультура начала сталкиваться с поражением и крахом мечтаний 60-х годов. Лидеры «Черной Пантеры» были либо мертвы, либо в тюрьме, белые студенты были убиты Национальной гвардией в штате Кент, а единичные проявления силы «Weather Underground» демонстрировали скорее отчаяние, чем мечту…

В своей речи Стив назвал КИ амортизатором политической травмы. Он был заинтересован в том, чтобы противостоять страху и разрушать привычки. Теперь мы говорим о безопасности и заботе в КИ, но самые ранние видео были направлены против культуры комфорта.…

Словенский мыслитель Славой Жижек говорит: «Люди думают, что они свободны, потому что им не хватает слов, чтобы выразить свою несвободу.”…

КИ возникает из кислоты, хиппи и феминистского сознания. Это реакция на разрушительный анализ левого полушария мозга. Скорее она носит интегративный характер, и, подобно идеологии нового века, здесь нет места для критики. Мы слишком боимся причинить боль раненому внутреннему ребенку другого. Приветствуются только аффирмации, ничего «негативного». Существует идея о том, что мы должны говорить — например, в заключительных кругах, — без ответа…

Кит отметил, что примеры для такого рода выступлений были в квакерском, раннем феминистском контекстах и у коренных народов, но эта некритическая версия New Age является лишь одним из многих ритуалов для выступления в сообществе.

Кит продолжил: Обычно такого рода безответный круг предназначен для того, чтобы сосредоточиться на непосредственном опыте, из которого возникают откровенные “Я”-высказывания. Критика может быть, но это отличается от теоретических утверждений, которые могут вызвать потенцильное несогласие с идеей. И это отличается от критики других, например, «он или она ошибаются». В контексте КИ принято подчеркивать отсутствие ответов на разговорном круге и уклоняться от дебатов и разногласий.…

Кит, как ведущий, предложил провести открытую дискуссию.

САРА: Вера может ощущаться многими людьми. Я не думаю, что существует дихотомия между физическим как реальным и тем, что ощущается в нашем сознании или воображении — как нереальным. Вера — это физическое желание, как и стремление к еде, воде и сексу.

АСАФ: КИ ближе к научному исследованию, она отличается от веры. Я не думаю, что Underscore — это наука. Что хорошо в науке КИ, альтернативной науке, так это то, что есть четкие признаки успеха—вы падаете, вы скользите.

Шерил говорила, ссылаясь на выводы антрополога, изучавшего шаманов.

ШЕРИЛ: По словам Колгера Кальвейта, нет такого понятия, как «достижение блаженства». Он объясняет, как определенные химические вещества выделяются, нейроны запускаются. Это все химическое, чисто физическое, но мы ощущаем это чувственно.

Джастин выразил признательность за выступление и за честность Роберта.

ДЖАСТИН: Что касается Underscore, независимо от того, является ли это научным или нет, он является важным и эффективным инструментом для формирования группового консенсуса. Неудивительно, что обо всех этих диких переживаниях сообщается в кругу впоследствии. То, как он фокусирует намерение, является мощным инструментом для согласования намерений многих людей в направлении общих целей. Это мотивирует быть частью такого рода группы, работающей вместе, и очень важно иметь хорошего лидера.

«Некритический» круг основан на традициях коренных народов или квакеров. Что эти общества используют для разрешения конфликтов? Можем ли мы заимствовать эти формы тоже? Мне не нравится, как наши круги склонны подавлять людей, которые чувствуют себя несчастными, отчужденными или отличающимися. Нам нужен способ выражения несогласия, для разрешения конфликтов.

МЭТТ: У меня есть фобия классов КИ, где послушание становится более важным, чем подлинный опыт. Самые трудные вещи на этой неделе были, когда я был с партнерами, которые имели другую интерпретацию того, что мы «должны» делать, и которые держались за «правильные вещи» вместо того, чтобы течь в потоке и переживать.

Роберт спросил что-то вроде: «Какие альтернативные структуры мы можем создать для разрешения конфликта?»

РОБЕРТ: Вопрос забавный: «Как мы можем чувствовать себя в безопасности, чтобы чувствовать небезопасность?» Если спросить студентов колледжа «Что такое анархия?», они подумают про ад Данте, насилии, обезглавливании, сексе с животными. Но анархия — это не «отсутствие равительства». Это просто радикально децентрализованное правительство; правительство состоит непосредственно из народа. Когда чувствуешь репрессивность кругов, ритуалов… некоторые люди не ощущают права говорить. Скажи то, что неудобно говорить.

Он сослался на недавний опыт в Earthdance, где он жаловался в сауне после занятий.

Вы говорите на публике хорошие вещи и жалуетесь наедине. Практика осознанности может быть полезной. Не очень-то приятно вступать в конфронтацию. Но в противостоянии так много силы. Мы интернализировали сторожевую башню, и только через конфронтацию мы можем обнаружить, есть ли охранник, наблюдающий снаружи, готовый наказать, или же это сам человек, наблюдающий за собой, готов наказать. Противоборствуя, мы можем увидеть, реалистичен ли наш страх или основан лишь на обусловленности; мы получаем возможность по-новому ощутить нашу собственную силу. Научные данные говорят о том, что мы можем изменить микроструктуру нашего мозга.

МЭТТ: Разве разговор о чувствах — это не метафора?

РОБЕРТ: Я думаю, что нам нужно различать метафоры, которые являются описательными терминами, которые не полностью объясняют, но все же относятся к реальным вещам, и метафоры, которые являются отговорками. Нейронаука очень ограничена: то, что мы знаем — это только верхушка айсберга. Мы знаем лишь самую малость, но мы действительно знаем немного.

Мы можем начать понимать наш опыт с точки зрения этого «немного», и мы можем говорить о реальных ощущениях, чувствах и мыслях. Одно дело лично исследовать, как и почему работает метафора. Но если мы будем полагаться на метафоры, которые использует учитель, то мы останемся зависимы от учителя, который будет воссоздавать этот опыт для нас — опыт, который мы на самом деле не понимаем и не можем описать, кроме как в метафорах.

Спросим себя: Когда я чувствую веру? Когда я использую это слово? Когда мне нужно говорить о вере, а не об ощущениях и чувствах, которые я могу описать? Я думаю, что мы можем понять религиозные переживания в физическом плане, с точки зрения ощущений и мыслей, которые их составляют, с точки зрения их влияния на мозг. Но если” религиозные “или” духовные » переживания ощущаются физически, то почему бы нам не говорить о них в этих терминах?

РОНЬЯ: Я чувствую себя запуганной стилем обсуждения, используемым здесь, когда люди прерывают друг друга в середине предложения, и нужно быть быстрой, чтобы сказать что-нибудь, прежде чем вас опередит кто-то другой. В моей культуре [Финляндия] люди уделяют время и слушают. Мы можем быть очень прямолинейны в своей речи, но, слушая, мы склонны давать больше пространства.

Когда мы делаем Underscore там, у нас нет «религиозного» опыта. Мы можем сказать, что чувствовали себя дерьмово и так далее. В Хельсинкском сообществе КИ люди учатся говорить то, что они думают, и задавать вопросы—это здорово. Там учат многие люди, которые имеют разное происхождение и разные религиозные убеждения. Там нет такого распространенного нью-эйджа. Если есть такое предположение, люди говорят: «Я не вписываюсь, но я все еще хочу быть здесь». У нас нет таких крупных лидеров, как Нэнси Старк Смит и Стив Пэкстон; у нас есть только мы. Мы более равны. У нас есть внутренний и внешний круги, но нет богов и богинь. У нас есть пятичасовые круги, где мы сидим и спорим.

АСАФ: Завершающий круг не обязательно должен быть позитивным для построения сообщества. В израильских вооруженных силах я узнал, что, сказав самые тяжелые вещи, можно сделать все лучше.

МЭТТ: У меня был недавний опыт в классе. Я спросил учителя, могу ли я дать ей обратную связь. Ее немедленной реакцией было отступление, как будто я собирался «напасть» на нее. Но на следующий день она поблагодарила меня за вклад.

АСАФ: Мы пробовали критику в Earthdance. Люди расстраиваются, но как только вы это преодолеете, это увеличит сплоченность группы. Я заинтересован в том, чтобы поощрять людей учиться говорить другие вещи, кроме совершенно бесполезного, на мой взгляд, “это было так здорово”.

Давайте различать КИ как сообщество и КИ как форму движения. Я изучал КИ так же, как и другие техники современного танца. Париж и Нью-Йорк были такими: ты идешь на класс или на джем, потом ты выходишь. Нет никакого «сообщества». Бостон действительно отличается — трудно отделить практику от сообщества. Я ценю это различие.

Чувство опасности может быть реальной физической вещью и тревожить, например, когда вы находитесь на чьем-то плече, и Вас не принимают правильно. В своем разговоре, Роберт, ты перепутал два страха, эмоциональный и физический. Мы должны рассмотреть их отдельно.

КЭРОЛ: Я хочу ввести слово «соматический», определяемое как соединение тела, ума и духа. Это связано с тем, что Стив называет физической практикой— чувствовать себя и замечать, что является истинным для вас. В терапевтическом контексте и в мире социальных изменений, в который я вовлечена, я заинтересована в содействии процессу обучения, замечая более глубокие уровни того, что происходит внутри нас самих, чтобы мы могли переосмыслить то, что для нас является правдой. Контакт — это тренировочный полигон на физическом уровне для этой работы.

Я также хочу упомянуть Роберто Фрейре, психолога из Бразилии, автора работы “Сома, анархистская терапия.” Он говорит, что нуклеарные семьи — это арена, на которой мы обучаем людей быть послушными, обусловленными. Он настаивает на обучении студентов капоэйре, которая похожа на КИ. Арни Минделл из process work and conflict-resolution methods work (процессуальный подход и методы разрешения конфликтов) говорит о том, что конфликт-это еще одна попытка отдельных людей и сообществ исправить себя. Но часто мы смотрим на конфликт через страх. Я хочу двигаться навстречу миру, где мы считаем конфликт нормальным. Мы должны найти способы находиться в конфликте, который не является оскорбительным и жестоким, и где мы можем узнать нашу собственную правду, не оскорбляясь чужим опытом.

Кит озвучил несколько мыслей, в том числе:

Это относится к вчерашнему разговору о том, является ли КИ частным клубом или универсальным языком…. Среди танцоров КИ из Франции больше тех, у кого есть различная техническая танцевальная подготовка, а в Германии больше тех, для кого это образ жизни… Интимность — это часть исследования…. На CI36 слишком много внимания уделяется классам, что создает экономику власти формы и безопасные убежища. На CI36 мы принимаем все классы, чтобы не задеть ничьих чувств.…

РОНЬЯ: Принятие каждого предложенного класса делается для того, чтобы не создавать иерархию. Кто-то, вероятно, сама Ронья, добавила: «Видимую иерархию». В Хельсинкском джеме каждый может зарегистрироваться, чтобы преподавать. Никто не сидит «над ними» и не принимает их на работу. Конечно, иерархия существует всегда, поскольку люди-это вьючные животные, и мы чувствуем себя в безопасности, зная свое место.

ЙОРГ: Я пришел на CI36 с твердым намерением не брать уроки, но я преподавал. Я очень хотел делать лаборатории — я считаю, что так надо учиться: один на один. Но я зарабатываю на жизнь преподаванием. Как мне поддержать это сообщество? Каким образом я делаю противоположное тому, во что верю?

ДЖАСТИН: Учителя имеют власть в сообществе, потому что они помогают привлечь людей. Джастин продолжил, сказав, что обучение может помочь людям стать независимыми и не служит только укреплению иерархии.

Кит: Я преподаю и люблю учиться. Мы не придумали других способов заработать деньги — не хватает воображения, чтобы придумать другие способы заработка, кроме преподавания.

ЭСТЕР: Несколько пунктов: твои слова, Роберт, напомнили мне, что когда я учу, я не должна забывать свой собственный опыт, как я пришла к КИ, почему я пришла к этому. Я выросла в Венгрии, социалистической стране. С шести лет в течение десяти лет я занималась спортивной гимнастикой. В основном мне говорили, что делать и как это сделать, чтобы быть успешной и достичь поставленных целей. Меня вели, а не учили слушать. Меня в основном направляли и не давали принимать решения. Я всегда хотела быть хорошей ученицей, что было связано с внешним толчком — семьи, школы и спортивной среды — но, конечно, это была и внутренняя потребность. Мое гимнастическое образование состояло не в том, чтобы ценить свои собственные чувства и свободно выражать их, а в том, чтобы скрывать и подавлять их. Прийти в танец в шестнадцать лет было гораздо свободнее, но я все равно делала то, что мне говорили.

Теперь я преподаю КИ балетным студентам в Венгрии. Мы должны научить их говорить, выражать свое мнение. Это заставляет меня задуматься: какие знания нам нужны, чтобы заключительные круги стали тем, чем они могут быть? Когда я был моложе, мне было очень чуждо принимать решения, прислушиваясь к своему внутреннему голосу. Я должна был научиться открываться для восприятия и шеринга в КИ и другой связанной с телесной осознанностью работе. Сначала это было страшно. Не все аспекты моего обучения в раннем детстве были негативными, неправильными или вредными, но мне пришлось проделать большую работу, чтобы пройти через это и найти баланс.

Карен Шаффман предложила вопрос на дискуссионном форуме пару дней назад: «Является ли КИ американской формой?» Немногие ответили. Я чувствую, что это так. Я должна подумать, как я могу внести это в свою культуру. С этим мне приходится бороться. Я научилась этому у американцев, но я не американка. Я реорганизую мероприятие, предстоящий фестиваль. Я много думала над этой проблемой-как составить расписание. Если у вас есть три пространства, два пространства для классов и одно пространство для открытых джемов, никто не занимает открытое пространство. Они все хотят пойти на классы. Трудно убедить их, что их деньги не будут потрачены впустую, если пять человек соберутся в открытом пространстве для исследования. Мне не удалось это поощрить. Так что график плотный, много занятий предлагается на нашем предстоящем фестивале. [См. отчет Эстер в примечаниях.]

Кит: Я предлагаю учителям перевести свои классы в партисипативные лаборатории, чтобы устранить этот пробел между преподавателя/студента и перейти к практике равных, в которой люди берут на себя ответственность за свой танец и обучение.

Асаф: Я был зарегистрирован для участия в недельном семинаре с Кирсти Симсон в Casina Settarte в Италии. За неделю до начала она внезапно не смогла приехать. Она предложила нам — тем, кто записался на семинар, — встретиться самим. Я был в бешенстве, но пошел, и это было потрясающе. Мы были не связанными людьми, которые раньше не работали вместе и не намеренно работали друг с другом. Продюсеры решили попытаться воссоздать подобную ситуацию в будущем, потому что это было так невероятно.

ЙОРГ: О риске и безопасности: это суть того, что мы делаем. Это физическая практика. Без практики сообщество умрет. Эта практика создает безопасную рамку для того, чтобы выйти за пределы своей зоны комфорта, противостоять своему страху и сделать небольшие шаги за пределы того, что мне удобно. Если мы не пойдем на край, мы никуда не попадем. Если раздвинуть границы, то поле станет больше, даже если я потерплю неудачу. Нам нужна уверенность, что я могу ошибаться и потерпеть неудачу, не причинив себе слишком много боли. В этой среде это глубоко любящий процесс.

САРА: Может быть, на этом мероприятии больше людей, которые привержены физической практике как форме танца. Но разве нельзя признать, что одни люди приходят для общения, а другие — для физической практики? Одно не лучше другого.

Кто-то сказал что-то вроде: «Я чувствую, что в закрывающихся кругах есть место для того, чтобы мы могли выразить свое несогласие с тем, что говорят учителя или с тем, с чем, похоже, согласны все остальные».

Роберт: Здесь нет места для всех нас. Или я не должен так говорить. Мы должны проверить, сколько там места.

Эпилог: От критики к действию

Встреча закончилась. Некоторые из нас продолжили неформальное обсуждение джемов, которые фокусируются на сообществе, в отличие от джемов, которые фокусируются на совершенствовании навыков и практике танцевальной формы.

Сара: В эти дни я редко бываю на джеме в своем городе из-за акцента на общении и отдыхе. Вместо этого я делаю лаборатории с партнерами по танцу. Я уважаю то, что некоторые люди хотят сообщества и не заботятся о том, чтобы «стать лучше». Эта сегодняшняя дискуссия дала мне понять, что я могу что-то сделать с моим местным джемом — я могу преподавать перед джемом или приглашать учителей из других городов, чтобы повысить навыки и переориентироваться на то, что лежит в основе КИ.

Джастин: Монреальский джем стал лучше с годами. Мы привыкли получать критику от посетителей ежегодного джема. Мы добавили вводные классы перед еженедельным джемом, которые помогли привлечь новичков и сделать людей более опытными и «комфортными». У нас есть закрывающий круг в каждом джеме для объявлений, так что все узнают имя друг друга. А в остальное время недели здесь проходят занятия и мастер-классы. Сейчас сообщество сильное, с балансом между общением и танцеванием.

Оригинал https://contactquarterly.com/contact-editions/book/cq-contact-improvisation-sourcebook-vol-iii#$

Перевела Оля Белошицкая для svoboda-tancevat.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *