«Mind the gap» (из книги Vangeline «Butoh: Cradling Empty Space»)

В то время как большинство форм танца определяются исполнением хореографии, в буто источник движения более важен, чем само движение. Происхождение движения определяет его качество.

Танцоры могут перемещаться в пространстве, но любое движение на поверхности тела — это волновой эффект внутреннего процесса, происходящего ранее, глубоко внутри. По сути, танец доходит до зрителей через несколько слоев, с задержкой. Поэтому оценить первичный навык, который развивают танцоры, сложнее. Подобно свету звезд, погасших миллионы лет назад, свет которых доходит до нас только сейчас, наше восприятие буто — это уже опыт прошлого времени.

Чтобы проиллюстрировать этот момент: лунному свету требуется 1,3 секунды, чтобы достичь Земли, и 8 минут, чтобы достичь нас солнечному свету, но мы убеждены, что это происходит в реальном времени. Это иллюзия. Свет приходит из прошлого — ему пришлось преодолеть огромное расстояние в космосе, чтобы достичь нас. Точно так же нам кажется, что мы наблюдаем за действиями других людей в “реальном времени”, но на самом деле это не так: мозг координирует все сигналы и синхронизирует различные стимулы, что заставляет ученых считать человеческий мозг “Мастером иллюзий” (Санчес, 2010).

Термин «иллюзия» вполне может быть подтекстом для буто. Иллюзии восприятия правят буто, видом искусства, который увеличивает задержку между импульсом и действием. Создается более широкий зазор между источником движения (танцором) и восприятием действия (зрителем). Эта задержка между зарождением танца и его внешним выражением имеет решающее значение для понимания этой формы искусства. Умение создавать эту задержку является частью мастерства буто и существенно влияет на физическое исполнение и качество движений. Это также мгновенно меняет наше обычное восприятие времени.

В своем манифесте 1974 года “Когда линия становится похожей на прямую” Хиджиката указывал на важность этой исходной точки:

“В момент действия люди склонны забывать о происхождении того, что они выражают. То, что мы обычно зовём самовыражением, на самом деле является названием того, что забыло своем источнике” (Хиджиката, 1974).

Этот источник наших физических действий, или время, предшествующее какому-либо действию, для большинства из нас неуловимо и недолговечно — обычно оно длится доли секунды. Настраиваясь, танцоры буто могут наблюдать и растягивать пространство между импульсом и действием.

Этого можно достичь, только оставив наше привычное сознание и обратив наше внимание вовнутрь. В буто это состояние повышенной концентрации в конечном итоге приводит к измененному состоянию сознания (по сравнению с нашим обычным состоянием бодрствования).

Для опытных танцоров буто движение и источник движения неразрывно связаны. Подобно двойной спирали, прошлое и настоящее сливаются воедино в их теле. Через скрытые воспоминания, каждый танцор несет в своём теле семя, берущее начало в источниках буто.

Например, один из моих преподавателей часто проводит коллективную растяжку во время семинаров или репетиций. Растяжка сама по себе похожа на обычную танцевальную растяжку. Но наблюдать за тем, как он проводит эту растяжку — в полном воплощении опыта буто — сродни наблюдению за выступлением буто. С полузакрытыми глазами, настраиваясь на что-то, он так глубоко погружается в себя, что в этот момент можно увидеть танцора буто в действии.

Это возможно потому, что каждое движение несет в себе всю историю его жизни и впечатляющий набор навыков, приобретенных за многие годы. Танцоры Буто благодаря концентрации и привычке (или скрытой памяти) приобрели особое качество движений, которое проявляется в самых обычных жестах. В буто движение не имеет значения, но история, стоящая за движением — это все. “Изначальный источник движения” в буто относится к трем отдельным фактам:

  • В самом движении встроена или закодирована история приобретения навыка.
  • Личная история танцора, заложенная в скрытых слоях тканей тела, может быть раскрыта или активирована во время поиска движения, влияя на то, как движение будет исполнено.
  • Слово “origin” — «источник, происхождение, возникновение, причина» подразумевает как отправную точку, так и пункт назначения, и, следовательно, интервал (то есть, может появиться зазор между импульсом и действием).

Вместе эти аспекты происхождения движения приводят к тому, что движение исполняется в настоящем. Танцоры Буто буквально запускают, инициируют прошлое, а затем прошлое заселяет настоящее. В моменте наша единственная возможность переписать прошлое (или убежать от него) заключается в этой задержке между импульсом и действием.

Осознание задержки или зазора имеет решающее значение для роста мастерства в этом ремесле. С опытом танцоры буто не становятся жертвами воспоминаний своего тела, и их не “увлекают” различные измененные состояния сознания, в которые они попадают. Хотя буто можно определить по измененным состояниям сознания, оно в равной степени зависит от важного навыка: способности сохранять дистанцию посредством наблюдения. Например, одна из моих учительниц, Мари Осанаи, демонстрирует необычные движения, выполняемые из глубочайшей осознанности и состояния отрешенности, при этом она может нормально говорить и описывать ученикам, что она делает на протяжении всего занятия. На одном дыхании преподаватели буто могут направлять студентов, сознательно поддерживая глубокую связь с подсознанием их тела. Неопытным студентам практически невозможно освоить этот сложный танец между сознанием и бессознательным. Студентам могут потребоваться годы, если не десятилетия, чтобы достичь легкости и мастерства, как у Мари.

Перевела Ольга Белошицкая для сайта «Свобода танцевать» svoboda-tancevat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *