Двигаться и думать фасцией — интервью с Рэем Чангом о фасции и занятиях контактной импровизацией

Как танцовщики двигаются в контексте открытий в области биологии 21-го века? Какие формы описания появляются в их практике? Ниже приводится интервью, которое я провел с танцором и педагогом Рэем Чангом по электронной почте во время работы над моей докторской диссертацией под названием  “Взаимосвязанные вопросы: телесные эксперименты и взаимосвязь между исследованиями фасций и танцевальной импровизацией”. До этой переписки я неоднократно посещал классы Рэя в Беркли и встречался с ним на конгрессах по исследованию фасций. Мне было интересно глубже разобраться в том, как импровизация с фасцией позволила ему выявить новые особенности и новые телесные проявления, которые способствовали развитию его фасциальной чувствительности. Эти особенности также способствовали инновациям в обучении контактной импровизации. [Кевин О’Kоннор]

Кевин: Возможно, мы могли бы начать со следующего вопроса, чтобы понять вашу историю. Можете ли вы вспомнить, когда впервые услышали о фасции в танцевальном мире, частью которого вы являетесь? Я часто замечаю, что в сообществе контактной импровизации (КИ) обсуждается эта концепция. Какие чувства вы культивируете в связи с этим в своем обучении танцу? 

Рэй: На самом деле я мало что слышал о фасции в информационном или танцевальном сообществе, пока не начал внедрять эту информацию в свою собственную практику и преподавание. Я смотрел материалы Конгресса по фасции в Ванкувере в 2012 году и был вдохновлен на то, чтобы включить эти знания в свое преподавание, которое уже включало биотенсегрити и сопутствующую информацию.

 В середине-конце 80-х я впервые узнал о фасциях, когда ознакомился с полной серией Рольфинга и начал изучать некоторые техники, способствующие миофасциальному релизу.

Я чувствую, что осознание и восприятие движущегося тела значительно усиливаются благодаря знаниям и опыту работы с фасциями — начиная с того, как они соотносятся с проприоцепцией, биомеханикой, до моей собственной практики шиацу и работы с телом. Поскольку я параллельно изучал КИ и шиацу, я обнаружил много общего, они взаимодополняли друг друга. Узнав больше о роли фасций в движениях моего собственного тела и о том, как быть в контакте с другими телами посредством целительства и танца, я расширил свой опыт в обоих направлениях.

Фасцию часто называют соединительной тканью — вязкой массой, которая соединяет, разделяет и скользит между мышцами, органами, кожей и клетками. Также было обнаружено, что она активна, умна, общительна и является органом чувств; иногда их три, иногда много, а иногда и один; жидкий, твердый и слизистый. Научные исследования фасции все еще находятся в стадии формирования, пребывая в том состоянии, которое историк науки Томас Кун назвал “допарадигматическим состоянием”, в котором одновременно существует множество точек зрения и где терминология и методы постоянно меняются. (1)

(Думит и О’Коннор, 2016)

Какие приемы вы использовали, чтобы помочь танцорам думать и двигаться по отношению к фасции? Я имею в виду разные сценарии отношений с фасцией, но, возможно, “сценарий” — неподходящее слово для описания того, как вы с ней работаете. 

Я думаю, что стратегии, которые я чаще всего использую в своем преподавании, начинаются с изучения физиологии фасций — клеток, геля и волокон. Я сосредотачиваюсь в первую очередь на геле, или измельченном веществе, как на смазывающем слое, который действует как подушка между кожей и нижележащей структурой, замечая разницу между сжимающими и сдвигающими усилиями, когда вес человека переносится на пол, а затем скольжение или “вспенивание” слоя геля облегчает этот перенос. Кроме того, я рассказываю, как опыт проживания геля может помочь человеку безопасно упасть на пол.

 “Сценарий”, который я иногда использую, — это исследование способов, с помощью которых фасции/соединительные ткани могут оказывать поддержку через позвоночник,и через намерение дотянуться позвоночником  и конечностями до пола и тела партнёра во время, когда мы ищем или даём поддержку в движении. Игра с различными намерениями отталкивания, отдачи веса или дотягивания к чему-либо  дает представление о том, как фасция может быть задействована в большей или меньшей степени, и как это способствует большей легкости и эффективности при получении и передаче усилий через различные части тела.

Биотенсегрити 

Кевин: Вы ввели концепцию “биотенсегрити”. Как этот способ мышления повлиял на суть вашего преподавания, который отличался от того, что вы использовали ранее? 

Рэй: Раньше я был больше сфокусирован на скелетных и мышечных системах по отдельности, а соединительной ткани почти не уделял внимания. Я был сосредоточен на вертикальном расположении элементов относительно силы тяжести. 

Более конструктивный подход к физиологии побудил меня использовать учебные пособия в виде моделей тенсегрити и китайских головоломок, чтобы смоделировать или изобразить сети соединительной ткани/оболочку вокруг позвоночника и других суставов. 

В настоящее время я изучаю, как скелетная, мышечная и соединительнотканная системы взаимодействуют синергетически, образуя структуру тенсегрити, которая может действовать независимо от силы тяжести.

Как вы привносите концепцию биотенсегрити в свою танцевальную практику? Когда полезно мыслить с учетом биотенсегрити — например, в ситуациях, связанных с обменом весом? И на чем в этой модели вы особенно акцентируете внимание? 

Я часто использую образ “плавания в вашей коже”, когда осознание связи между кожей и нижележащей структурой обеспечивается гелем из соединительной ткани, похожим на плавание геле. Я использую это в сочетании с изображением костей, подвешенных и плавающих в сети соединительной ткани, которые действуют синергетически, чтобы быть посредником во взаимодействии с силами, гравитационными или иными, которые вступают в контакт с телом, и тем, как тело реагирует на эти силы. Это способствует созданию ощущения всенаправленной реакции на силы, действующие с какой-либо стороны извне, а также создает ощущение легкости и непринужденности в движениях. Следовательно, когда вес переносится на какую-либо часть тела, тело вытягивается навстречу этой силе, а не зажимается или перенапрягается.

Создание чувственных образов

Кевин: Какие приемы вы применяете для обучения танцоров различию между усилием сжатия и сдвига? Вы предлагаете им представить себе гель? Ощутить его? Какие слова вы используете? 

Рэй: Я часто начинаю с физиологического описания компонентов соединительной ткани (СТ). Тремя основными компонентами СТ являются клетки (фибробласты, адипоциты, макрофаги, хондробласты, остеобласты), которые обеспечивают метаболизм; волокна (коллаген, эластин), которые обеспечивают механические свойства; и гель (внеклеточный матрикс, основное вещество), который обеспечивает вязкость и пластичность.

Затем я прошу студентов прикоснуться к структуре своего собственного тела, прежде чем перейти к практическому исследованию тел друг друга, уделяя особое внимание вязкоупругим свойствам фасций как на местном, так и на глобальном уровне (всего тела). Локальное исследование включает в себя сначала сдавливание, вытягивание, растирание и скольжение по поверхностям тела, а затем руками по различным частям тела. В глобальном масштабе это соединение всего тела воедино через одну определенную точку или небольшой участок, когда оно соприкасается с полом или другим телом, и наблюдение за тем, как реагирует ваше тело как система тенсегрити. Через некоторое время студенты начинают работать самостоятельно, исследуя отношения с полом, замечая, как гель смягчает костные части тела (затылок, локти, крестец, позвоночник, лопатки, колени, большой вертел, гребень подвздошной кости и т.д.) и помогает воспринимать пол как более мягкий и приятный, когда они двигаются через него, идут в пол или поднимаются. Язык, который я использую, довольно описательный и содержит образы, но не в большом количестве. Использование фраз “плавать в твоей коже”, “плавать на геле”, “плавать на костях” — это насколько образно, насколько я склонен к этому.

Я думаю о “сдвигающем усилии” как о том, что разрушает модели тенсегрити. Меня интересуют различные стратегии, которые используют танцоры, чтобы обратить внимание на силу сдвига и, возможно, изменить ее, чтобы она могла быть распределена в их архитектуре. Можете ли вы объяснить, чем сила сдвига отличается от сжатия? 

Сдвигающие силы — это, по сути, силы скольжения, или силы, действующие под углом к опорной конструкции. Сжимающие силы, как правило, ограничивают движение, в то время как сдвигающие силы, как правило, способствуют движению. Когда я опираюсь затылком о пол, основная сила, которую я испытываю, — это сжимающая. Когда моя голова начинает скользить (а не перекатываться), гель поглощает силу сдвига, передавая ее в окружающие ткани. Движение частей, окружающих гель (кости черепа, волосистая часть головы), приводит к распространению силы скольжения в гель и через него. Вязкоупругость геля поглощает энергию деформации ткани под действием веса или сил, действующих на нее.

Мне нравится описание скольжения или парения по гелевому слою. Можете ли вы описать, как это может проявляться на практике? 

Ощущение плавания или скольжения в геле мало чем отличается от ощущения сидения на льду и скольжения на пятой точке при падении на лед во время катания на коньках. Степень скольжения ограничена из-за того, что фактическое скольжение происходит внутри тела, а не снаружи него. Из-за эластичности кожи ощущение скольжения также частично обусловлено вязкоупругим растяжением кожи, а предел растяжения приводит к ослаблению скольжения и “отдачей”  в противоположном направлении (возникновение в теле усилия в противоположном направлении). Можно поиграть с отдачей и найти резонанс в вязкоупругости при движении относительно пола или партнера. Эта отдача похожа на ощущение плавного и бесшумного приземления, когда мы многократно прыгаем вверх и приземляемся на пол. Отдача также может содействовать движению, так как энергия, запасенная в растянутых структурах, может высвобождаться и перенаправляться по мере продолжения подпрыгивающих упругих движений.

Плавающие кости, или “Фасциальная чувствительность” 

Кевин: Выше вы писали о том, что фасция позволяет по-другому взаимодействовать с окружающими людьми (и, возможно, с полом). Не могли бы вы объяснить, как мышление с помощью фасции позволяет танцорам вступать в контакт иначе, чем при мышлении мышцами или костями? 

Рэй: Повышенное осознавание слоя между кожей и нижележащими структурами может способствовать более глубокому ощущению слоев и уровней веса и прикосновений. Переход сил от локального к более глобальному масштабу внутри тела в равной степени относится и к телу другого человека, когда мы танцуем контактную импровизацию. Соединение с другими органами на уровне фасции, и особенно с гелем, вызывает большее ощущение текучести, мягкости, легкости, эффективности и расслабления в суставах. Изображение костей, подвешенных или плавающих внутри наших мягких тканевых структур, — это еще один способ по-другому взглянуть на функциональную взаимосвязь между костями и мышцами. Особенно учитывая, что фасция является неотъемлемой частью всех мышц — невозможно говорить о мышцах, не упоминая о фасции. Это также говорит о том, как более мягкие эластичные структуры, такие как сухожилия, связки и фасции, могут выдерживать вес без разрушения и лучше приспосабливаются к изменениям направления, силы и времени — благодаря всенаправленной ответной реакции, присущая структурам тенсегрити.

Фасция является проприоцептивной основой механорецепторов. Таким образом, в случае проприоцепции сенсорные элементы в большей степени распределены по всему телу, а не локализованы вокруг суставов.

 Кроме того, системный подход к телу как к синергетическому целому, разделенному на разные функциональные формы, дает радикально иное восприятие тела и того, как оно функционирует, чем более традиционный анатомический взгляд на тело как на отдельные части, собранные вместе. Акцент делается на целостности, непрерывности, связности, архитектуре, цельности, а не на совместимости компонентов. Это все равно что быть волнами, а не частицами. 

Мышление волнами напоминает мне цитату Людвига фон Берталанфи, основателя общей теории систем.:

То, что в морфологии описывается как органические формы и структуры, на самом деле представляет собой мгновенный срез пространственно-временного паттерна. То, что называется структурами, — это медленные длительные процессы, а функциями — быстрые кратковременные процессы. Если мы говорим, что такая функция, как сокращение мышцы, выполняется структурой, это означает, что быстрая и короткая волна процесса накладывается на длительную и медленно протекающую волну(2). 

Когда мы танцуем и активно перемещаемся в пространстве, наша волновая природа накладывается и резонируют с другими, отражаясь друг от друга и окружающей среды.

Кевин: Это напоминает мне о том, как фасция по-разному становится посредником в процессах обмена. Я думаю о фасции как о срединном материале (или связующем элементе). Можете ли вы привести пример того, как внимание к фасции меняет ощущение в танцевальном дуэте? 

Рэй: Врач и медицинский антрополог Яап ван дер Валь описал фасцию как “внутренний орган”, орган взаимосвязанности.(3) 

Когда я занимаюсь фасцией, у меня возникает большее ощущение проницаемости и диффузии (смешивания) внутри моего тела. Это дает мне ощущение большего внутреннего пространства, которое предоставляет больше возможностей для движения, инициируемого изнутри, и, таким образом, делает меня более доступным для движения и внешних воздействий, которые соединяются с моим внутренним пространством. Внутреннее пространство — это не только самые глубокие области, но и все области между кожей и самыми глубокими слоями. Кроме того, ощущение усилия и напряжения в меньшей степени локализовано в моем теле и распространяется на большее количество областей, создавая ощущение, что большая часть моего тела поддерживает определенное усилие или движение и связана с ними.

Мне интересна игра между чтением текстов о  фасции, движением с ними, а затем возвращением к текстам. Не могли бы вы привести пример того, как вы это делаете? Как вы узнаете, что практика помогает вам мыслить концептуально? 

Мой основной принцип заключается в том, что “обучение — это опыт, остальное — информация”. Кажется, это сказал Эйнштейн. Мое намерение состоит в том, чтобы создать систему отсчета, или точки отсчета, из информации о теле. Затем я исследую сам или прошу студентов исследовать в рамках указанной системы отсчета, двигаясь и обращая внимание на то, как они реагируют и адаптируются. 

В этом случае информация, полученная в результате исследований, может быть использована для определения конкретных рамок. Одним из примеров является падение, и то, как опыт “перемещения в геле” раскрывает возможности взаимодействия с полом и соединения с ним, чтобы безопасно падать.

Обычно существуют пересекающиеся системы отсчета (фреймы), поскольку тело — это тоже система отсчета. Еще одна система отсчета, с которой я мог бы работать одновременно, — это тенсегрити и то, как осознание этой архитектуры взаимодействует с гелем. Я считаю, что лучше всего придерживаться одного или двух фреймов в любой момент времени. После некоторого периода исследований я выделяю время для размышлений и проверки опыта, который излагается в письменной форме и/или обратной связи в общении с другим человеком. Затем я возвращаюсь к информации, содержащейся в тексте, чтобы посмотреть, подтверждает ли мой опыт это или противоречит ему. Это часто дает больше информации о том, как действовать дальше. 

Одним из показателей “успешности” этого начинания является то, оказал ли процесс на меня преобразующее воздействие. Изменились ли в процессе какие-либо мои представления, точка зрения или личный опыт?

Вы пишете о проприоцепции, что фасциальные сенсорные элементы в большей степени распределены по телу, а не локализованы вокруг суставов. Влияет ли внимание к этой сенсорной способности на временное измерение контактного танца?

 Использование сенсорной информации, поступающей от механорецепторов, помогает “видеть” тело изнутри и сквозь него. Когда эта информация, наряду с интероцептивным, экспроприоцептивным и проприоцептивным “ощущением”, включена, я заметил, что ощущение от контактного танца больше смещается в “телесное время”, которое, как правило, ощущается более медленным, чем “время по часам”. Чем больше информации обрабатывается за один раз, тем медленнее тянется время.

Мне любопытно, думали ли вы об этом применительно к “разуму” или “внимательности”, или более централизованному мышлению/танцу по сравнению с более рассеянным мышлением/танцем? 

Я часто рассматриваю осознанное восприятие и мышление как более центральное, а бессознательное — как более рассеянное, и часто воспринимаю свой танец именно так. Когда я больше концентрируюсь на концептуальном плане (пространстве, времени, взаимоотношениях, композиции), я воспринимаю танец как нечто более центральное. Когда я больше сосредотачиваюсь на ощущениях (весе, интероцепции), танец воспринимается более внутренне и рассеянно, в том смысле, что вся система находится в гармонии и вибрирует в такт, и ни один аспект не выделяется больше другого в течение длительного времени. Я склонен соотносить центральное с внешним, а рассеянное — с внутренним. На практике проблема часто заключается в том, как объединить внутренний и внешний миры, центральные и рассеянные аспекты или качества нашего осознания. Возможно ли быть в обоих или мы должны колебаться между ними?

Я думаю, что, особенно в контексте перформанса, интеграция этих аспектов имеет важное значение, поскольку так много всего происходит вне нашего осознания и контроля (рассеянное мышление), а наше осознание (централизованное мышление) может уделять внимание только нескольким элементам одновременно. Полезно соблюдать экономию сознания, полагаясь при этом на то, что рассеивающее тело-разум способно позаботиться о выживании, технике, устойчивости и т.д.

Историк тела Сигехиса Курияма пишет о том, как наши представления о теле формируют определенный тип личности. Например, он прослеживает, как появление мускулатуры в Древней Греции повлияло на представление об истинном греческом мужчине, у которого мышцы являются проводниками автономной воли. Не могли бы вы описать ту субъективность, которую привносит в контактную импровизацию фасциальное мышление? 

Поскольку мое тело — это нечто большее, чем сумма его частей, вклад различных систем организма создает сложное, продуманное и синергетическое ощущение целостности, согласованности, координации и единства, так как я не в состоянии функционально изолировать системы друг от друга. Как “внутренний орган”, фасция дает мне больше ощущения связи между внешней и внутренней частями моего тела.

По сравнению с прежними знаниями о теле, существовавшими со времен греческого мышечного человека, современные знания продолжают предоставлять новые образы и опыты переживания тела, такие как тенсегрити человека. Таким образом, происходит переход от дуалистического представления о теле, состоящем из отдельных частей, соединенных в единый организм, к комплексному представлению о теле как о выделенных из единого целого функциональных системах, которые действуют синергетически. Исходя из этой эволюционирующей системы взглядов, современные представления о теле продолжают трансформироваться и влиять на мое восприятие движения и телесного воплощения, а также на мою практику контактной импровизации.

Перевела Ольга Белошицкая для сайта Svoboda-tancevat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *