Сначала я хотел бы поговорить о том, какой тренаж нужно проводить, потому что танец — это «воплощение чьих-то грёз при помощи тела», и для начала нужно очень хорошо узнать своё тело. Когда я говорю «тело», я имею в виду целостное тело, которое включает в себя все уровни – биоскелетное тело, дух и интуицию.
Танец — это не движение само по себе, но он тесно связан с движением. Поэтому необходимо знать функции движений. Я часто сравниваю тело со зданием. У тела, как и у здания, есть:
- “сила»
- «гибкость», и над ними располагается
- «баланс»
Если эти три элемента хорошо работают вместе, это становится движением, а движение может иметь отношение к танцу.
Прежде, чем приступить к занятиям танцем, мы тренируем тело, которое является ценным инструментом для танца. Это занятия для развития гибкости и укрепления мышц — с использованием растяжки — а также для тренировки силы и равновесия. Эти упражнения преследуют единственную цель – тренируя “нижнее-тело” (основу нашего тела), мы готовимся к тому, чтобы “верхнее-тело” могло расслабиться.
Теперь о танцевальных тренировках. Для того, чтобы тело могло полноценно функционировать, я создал около пяти основных танцев. Это действительно фундаментальные движения, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни. Например, ходить, подниматься (стоять), приседать, перекатываться по полу и делать повороты. Это первые уроки. Если кто-то не может хорошо выполнять эти базовые движения, недостатки проявятся во время танца.
Теперь давайте поразмышляем об условиях, необходимых для того, чтобы движение стало танцем. Движение само по себе не становится танцем – требование к танцу в том, чтобы человек вкладывал в движение свои собственные мечты, воспоминания и желания. Поэтому иногда неподвижность превращается в танец. Я забегаю вперед, но давайте скажем, что танец — это «работа по превращению ментального воображения в конкретную картину при помощи тела». Мы должны уметь рисовать различные картины своим телом.
Уроками, направленными на достижение этой цели, могут быть, например, танец на сюжетную тему (например, танец старого беременного лосося, преодолевающего стремнину), или танец на чувственную тему (танец, вызывающий «ощущение отслаивания»), или танец определенного материала (текстуры), не ограниченный движением или формой (танцевать «аромат», танцевать «застой»), или танцевать образ, который невозможно станцевать (танцевать «проститутку по имени руина» или «ловить тишину» и т.д.).
Наконец, необходимо пройти обучение импровизации. Чтобы освободить свой разум и тело, импровизация — это абсолютно необходимый тренинг. Однако импровизация — это не про то, что вы хотите делать в обычном понимании. Импровизация — это работа по точному выбору действий от момента к моменту, подготавливая как можно больше сенсорных и воспринимающих антенн. В некотором смысле, если количество наших антенн увеличивается в результате занятий, действие, которое может произойти случайно, становится ближе к необходимости (природе).
Теперь, наконец, я хотел бы остановиться на двух очень важных моментах.
1. Во-первых, в отличие от танцоров традиционного или классического танца, мы в некотором смысле любители. «В некотором смысле» — если судить с точки зрения определенных эстетических моделей и технического уровня. «Профессиональный» танцор немедленно выпадает из рамок этих моделей и уровней, если он/она пропустит хотя бы один день занятий – поэтому они не могут позволить себе пропустить тренировку.
Конечно, и для нас классы ценны – однако, поскольку нет определенных мер и уровней, в этом смысле мы можем оставаться любителями. Однако, если кто-то думает, что после этого сможет танцевать очень легко, то это совсем не так. Это невероятно сложно. Причина, по которой это трудно, заключается в том, что смысл танца лежит не в технике и уровне, а в том, что танец существует внутри человека.
Это может быть трудным для понимания, но я хотел бы заменить слово «свой» словом «конкретный». Например, даже если человек следует партитуре, которую выучил, если это не что-то чрезвычайно сложное, это не его собственное, и он не выиграет у профессионала высокого уровня. Кроме того, можно танцевать под музыку, но если ритм танца недостаточно хорош, это не может стать спектаклем или перформансом.
Как я только что приводил в примерах, если это выученная танцевальная комбинация или танец под музыку, не вычищенный технически, это всего лишь заимствованный танец — можно сказать, что он не является конкретным. Что же тогда можно сделать? Нужно найти в себе что-то конкретное, что-то, что не будет подвергаться сомнению с точки зрения техники (победа, поражение или соревновательные заслуги в нашем танце не существуют), и танцевать это вдохновенно или отчаянно. В этом смысл танца, или, другими словами, танцевать своим телом. Если вас это не убеждает, пожалуйста, проверьте это, потанцевав.
2. Теперь второе. Есть люди, которые говорят, что танцуют, чтобы исцелить себя. В начале это допустимо, но если человек делает это всегда, это становится проблемой. Причина в том, что наш танец не может быть создан в одиночку. Это всегда требует, чтобы кто-то наблюдал, был свидетелем. Это перформанс (общение с аудиторией), и для того, чтобы быть на виду, нужна решимость. Одна часть нужна, чтобы исцелять себя, а другая часть – для того, чтобы исцелять и дарить радость, а при удаче и трогать сердца других. Если человек забывает об этом, танец превращается в эгоистичный акт, направленный только на то, чтобы удовлетворить самого себя.
Танец такого содержания, как я описал выше, нелегко сделать привлекательным в социальном плане, чтобы стать знаменитым или заработать много денег. Это происходит потому, что обществу нравится создавать рамки и модели и добиваться превосходства внутри этих рамок. Общество устанавливает цену на танец как на товар.
Поэтому те, кто стремятся к нашему виду танца, должны обладать огромной решимостью и мужеством, чтобы совсем не беспокоиться о том, что они не будут известны или останутся за бортом оценок и конкурсов. Если вы все еще хотите попробовать наш вид танца, пожалуйста, приезжайте ко мне на семинар как-нибудь.
– 16 февраля 2009 / Афины
Перевела Ольга Белошицкая для сайта Svoboda-tancevat.ru