В последние несколько лет наблюдаю странную тенденцию: человек открыл для себя какие-то танцевальные или двигательные практики (аутентичное движение, экстатик данс, сходил на какие-нибудь танцевально-двигательные тренинги или что-то соматическое). После этого «всё понял» про свободный танец и импровизацию и идёт вести занятия, подразумевая, что достаточно сказать людям: «Отпустите себя, позвольте своим чувствам быть источником движения, двигайтесь свободно!» или предложить какой-то образ, подобрать музыку — и вуаля — люди в зале импровизируют, выражают себя через танец и очень радуются.
Я считаю такой подход слегка вредоносным, потому что он очень ограничивает спектр возможностей, которым человек может овладеть, если импровизацией всё-таки будет заниматься и учиться. Для новичков, конечно, само разрешение «двигайтесь, как вам хочется, всё можно» может стать открытием, инсайтом, удивительным опытом, но, по большому счету, в таком подходе нет принципиальных отличий от танцев в ночных клубах.
Приведу пример — из «наболевшего». В детстве я девять лет занималась музыкой и с отличием окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Я играла вполне неплохо, была хорошая техника, умение разучивать и играть разное. Но я совсем-совсем не умею импровизировать. Уровень моей импровизации — в лучшем случае как у моего двухлетнего Вани, который подходит к инструменту и с восторгом выражает чувства то барабаня всей пятернёй, то тихонько тыкая пальчиками в клавиши. Я не понимаю, как это делается, как можно сесть и свободно создавать музыку в живом времени на инструменте.
Когда людям включают музыку и говорят «А теперь — освободитесь и танцуйте!», это примерно то же самое, что посадить их за рояль и сказать «Теперь отбросьте всё, что вас сдерживало, просто свободно импровизируйте!». Да, он побряцает пять минут, десять.. Но сколько времени должно уйти, чтобы у него действительно начало получаться создавать музыку? Еще и ту, которая будет говорить что-то о его внутреннем мире?
Можно, конечно, просто долго-долго практиковаться и методом проб и ошибок что-то находить. Но можно пойти и разобраться: ага, а что это за инструмент, а как вообще можно извлекать звуки? Какие гармонии есть, а где тут ноты, где гаммы, тональности, какие интервалы какое звучание дают? Угу, а что у нас с ритмом и разными оттенками? Понять как, всё это вообще устроено. И уже с этим пониманием — что за инструмент мне достался, какие возможности есть у него и у меня, что такое музыка в целом, а что нравится и ближе лично мне — идти и свободно творить.
В танце то же самое. Да, мы и есть наше тело. Но для большинства людей, которые в ключе исследовательского и творческого движения с танцем не соприкасались, тело — это такая функциональная штука, которая должна делать работу, хорошо выглядеть, не болеть, желательно получать удовольствие от каких-нибудь приятностей и особо не отсвечивать. В их сферу интереса вообще не входит тело и движение как творческие инструменты, которые можно осваивать.
Кроме того, «как устроена музыка»=»как устроен танец» просто так, со стороны разгадать довольно сложно. У кого-то получается, у кого-то нет, значит, тот талантлив, этот бездарен, ну и нечего соваться в танец. Хотя всё можно освоить: и свой инструмент-тело (да, в пределах своих физических возможностей, но это всегда большой диапазон), и законы композиции, работы с пространством, временем, ритмом, динамикой и т.д. Этим можно заниматься, учиться и находить своё.
Конечно, тем, кто это понимает и занимается, приятно встречать восхищенные взгляды и слышать, какие они талантливые. Но мне кажется, лучше бы люди осознавали, что это вполне доступные вещи. Потому что владение телом, понимание, как устроено движение и композиция в пространстве-времени даёт гораздо больше свободы и радости от процесса, чем сказанное впроброс «Танцуйте так, будто вас никто не видит, делайте что хотите и двигайтесь как угодно, это и будет ваш лучший танец». Это неправда. Ваш лучший танец случится, когда вы им будете заниматься и узнавать — танец и себя в танце.