В понедельник завершили курс о танце и Лабан-анализе. Одной из фоновых тем стало «когда мы танцуем, мы занимаемся не только движением и отработкой телесных навыков». Мы занимаемся вниманием и мышлением. Или не занимаемся — и внимание идёт по привычной колее, когда мы просто комбинируем знакомые узоры движений.
Год назад я уже писала пост про танец и мышление . В этом году благодаря курсу получилось сформулировать, что помимо заучивания готовых движений и их комбинаций мы можем очень много чем заниматься. В первую очередь — выбирать, на каком языке думать или говорить о своём движении, на чём фокусироваться.
Да, вы можете думать на языке движений и шагов: привычные «раз, два, три, рука вверх, поворот, батман, голова». Движения выучиваются как правильные, хорошие или красивые и потом собираются в разной последовательности в комбинации.
Можно говорить на языке тела, телесных ощущений, слоёв, частей, органов и систем. И тогда вопрос о разнообразии, количестве или эстетике движений отпадает: нам становится интересно, как живет эта цепочка мышц, как танцуют кости, может ли диафрагма вести наш танец и как фасциальные связи собирают наше тело в зависимости от места инициации движения. Совсем другой танец.
Вы можете мыслить на языке состояний и эмоций — как в светомузыке, — вы меняете атмосферу в зале своим присутствием, и зритель идёт вместе с вами через эти сменяющие друг друга «картины состояний» — эдакий импрессионизм в танце.
Или использовать качества движения как инструмент и разворачивать во времени и пространстве не то, «что» вы делаете, но то, «как» вы это делаете. Меняя это «каким образом» от момента к моменту, от точки к точке — собирать свой танец.
Вы можете обратиться к языку образов и метафор — с ним мы довольно часто встречаемся в современном танце: когда мы включаем телесное воображение и память, уподобляемся актёрам и работаем с разными фактурами, текстурами, образами — внутри или снаружи нашего тела.
Или решите играть с самим пространством или временем — при помощи тела. Или с движением относительно партнеров, с социальными ролями или сюжетами и так далее. А еще вы всегда можете придумать пару-тройку новых инструментов «как бы мне еще посмотреть на своё тело, своё движение и композицию, с какой бы еще стороны взглянуть на происходящее».
Эта вариативность восприятия и мышления — ключик к танцу во всей его многогранности. Тогда становится бессмысленным вопрос «Каким танцем ты занимаешься?» — потому что занимаешься танцем внимательным, чувствительным, включенным и вовлеченным.
Танцем, который вмещает в себя самые разные возможности движения и телесной проявленности — и в зависимости от художественной необходимости мы можем к ним обращаться.
Танцем, который помогает нам смотреть на вещи и себя самих широко и смело.
Танцем, который действительно уникален, он только ваш — подобно тому, как уникален способ мышления и мировосприятия каждого из нас.