Сейчас мои занятия танцами скорее теоретические, чем практические, но от этого не менее занятные. Весь последний год я усиленно ищу. Читаю, разбираюсь, ковыряюсь, пытаюсь разобраться с тем, что же такое «современный танец» как явление, каким он бывает и может ли занять в моей жизни какую-то роль. При этом вводные такие:
1) Танцевать я люблю.
2) Занятия современным танцем считаю самой лучшей физ.нагрузкой (есть и силовая, и аэробная, и на крупные\мелкие\труднодоступные мышцы, и разнообразно, и пластика, и всегда есть вызов, трудности, которые можно преодолеть и кайф от процесса).
3) Мне нравится вести занятия и видеть, как начинают танцевать другие люди
4) Почти перестал быть интересен сценический танец, постановки. У меня были «невыношенные» идеи про несколько небольших экспериментальных зарисовок, спектаклей. Раньше все упиралось в то, на ком ставить — было ооочень мало учеников с техникой и глубиной, с которыми хотелось бы работать, подразумевалось, что их надо ее вырастить для таких проектов. С другой стороны — для кого ставить. Это вообще один из главных затыков. Саровской публике, когда требуются танцы, нужно совсем другое, если делать полноценный танцевально-театральный вечер — придут друзья и родители, и то ничего не поймут, в общем, как-то не чувствую я здесь зрителя. Единственный вариант — вывозить такие постановки на фестивали в большой мир, но для этого, опять же, должен быть очень высокий уровень. Танцовщиков в том числе, тут таких нет и вырастить я между декретами как-то не успеваю.
5) Большие вопросы к современному танцу как части современного искусства в принципе — какие цели, для чего. Цирком и спортом заниматься я не хочу, бросать вызов современникам своими неоднозначными постановками тоже, просто делать танец колобков и танец моря — неинтересно.
Много ковырялась, читала книжки культурологические про современное искусство ( интересно, кстати, но там в основном про контемпорари арт в целом, как вписывается танец во все это пока не совсем понятно). Да, местами постановки — это что-то близкое к перформансам, современному театру и визуальному арту, но еще в танце часто есть не столько вызов, сколько «каждый зритель должен сам додумать, дочувствовать», такие довольно абстрактные постановки. И в то же время бывают очень техничные постановки, где больше восхищаешься именно физикой, акробатикой, спортивно-цирковой составляющей.
Чем больше ковыряюсь, тем меньше желания делать постановки, если честно) Хотя на уроке какие-то комбинации в моей картине мира все же должны быть. И для учеников, конечно, привычно, когда «учат танцы».
С другой стороны, мне интересно делиться совсем не этим. Мне хочется немножко в другом направлении шагать. Не ставить танцы и готовить танцоров для этих танцев (готовить себе материал). Мне хочется учить людей танцевать и давать опыт искреннего, настоящего, честного танца. Давать опыт дружбы с телом — даже если иногда нужно это тело выжимать, заставлять работать, если приходится физически тяжело, делать это не как с объектом или инструментом для работы, как это бывает обычно у спортсменов или танцоров. Если человек танцует, тело и он — сливаются в одно, их невозможно отделить. Ум, эмоции, чувства, переживания, тело, настоящий момент, прошлое, будущее — все сливается в один танец, в один поток, очень честный и настоящий. Оттуда можно брать много физической свободы, раскрепощения, телесных возможностей. В танце можно чувствовать невероятную общность с другими людьми, быть с ними тоже единым целым. И можно научиться честности, узнавать себя, раскрываться, идти навстречу. Это невероятный опыт переживания каких-то застревательных для психики вещей через движение, разрешения прожить себе горе, радость, влюбленность, агрессию. Разобраться с запретами и разрешением на что-то.
Вот это то, чем действительно стоит делиться. И я поняла, что чисто импровизацией и заданиями на раскрепощение этого добиться можно, но если с нуля — очень долго. Занятия техникой тоже важны и нужны. Потому что если человек не умеет элементарно координироваться, управлять руками-ногами, положением в пространстве, своей скоростью и амплитудой, то физической танцевальной свободы ему будет очень не хватать, это будет ограничивать его на этом пути к себе. То есть это два рельса на пути к танцу — раскрепощение внутреннее и приобретение большого и разнообразного телесного опыта. Если только одно (танцевально-двигательная терапия или технические классы) — получается перекос, ограниченность.
Периодически возникают переживания, что в нынешней ситуации никак пока не получается выучиться где-то на танцевально-двигательного терапевта. А вроде как хочется и полезно. Но тогда стараюсь напоминать себе, что сама дисциплина ТДТ — это такая мозаика из разных методов, техник, опыта исследователей в этом направлении. Клиникой все равно заниматься я не буду, а то, что касается здоровых людей — это те же поиски, те же разборки, что к чему. И тут опыта у меня достаточно, много идей для экспериментов, исследования, поиска. В общем, хватает ресурса для работы))
А еще поймала себя, что всегда, когда я пытаюсь систематизировать то, что у меня есть, уложить это в какой-то чемоданчик, «чтобы можно было внукам передать» — немедленно случается провал. Это касается и системы подготовки танцовщиков современного танца и попыток систематизировать курсы по импровизации и свободному танцу. Просто расписать на бумажечке, что за чем и к чему и выкладывать одно за другим не получается. Видимо, в обучении личность, ситуация, ученики, пространство имеют гораздо бОльшую роль, чем расписанная по пунктам методика)) А так хотелось) И методичку сделать, и все это упаковать. Но, видимо, пока — нет. Пока это все упаковано во мне, в моем теле и передать это получается только через мое тело. Никаких современных технологий;)
В целом, я очень рада, что у меня есть возможность так спокойно позаниматься теорией, смыслами, поисками своего в этом многоцветии под названием «танец». Это бесценное время. Бесценно, что смогла отпустить то, во что была влюблена до сумасшествия, свои амбиции быть каким-то классным педагогом и хореографом. Потому что уже не получалось жить в какой-то полушизофренической раздвоенности, когда с одной стороны стараешься быть честной, а с другой — идешь по чужим дорогам, подгоняемая собственным тщеславием. Хотелось правды, и правда нашлась. Но как с ней жить, было не совсем понятно. Теперь вот потихоньку доходит)))