Блог,  Статьи

О ЗАНЯТИЯХ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

Сегодня немного расскажу о моем подходе к танцевальной импровизации — чем занимаюсь я сама и что практикуем на классах с учениками. Развитие импровизационного танца включает в себя несколько компонентов — от работы с физикой и пространством до упражнений, связанных с вниманием, развитием «телесного воображения».

Большим интересом для меня было и остается расширять свою свободу в танце — уходить от красивого, от «так принято и круто танцевать» к работе с телом и использованию всех его возможностей в данный момент. С другой стороны — важной задачкой является уход от перебирания знакомых/красивых/уместных движений, вопрос «Когда я танцую, а не перебираю набор движений и форм?» — является ключевым. Развитие фантазии, навыки композиции-в-реальном времени, исследование границы между произвольным и непроизвольным движением позволяют танцевать, давать случаться разному, и при этом оставлять движение осознанным.

Ниже расскажу о каждом из компонентов, которыми мы занимаемся, чуть подробнее. Конкретные упражнения не привожу — их можно придумывать и практиковать сотнями, если понять принцип и «над чем и зачем сейчас работаю»)

1) Качества движения

Базовой темой (очень подходящей для разминки или тренажа) является включение в танец всего тела, всего диапазона движений и возможностей его характеристик. Для этого хорошо подходит система Рудольфа фон Лабана. Изобретенный целый век назад, этот взгляд на движение можно превратить в хороший чек-лист и проверить, все ли качества движения я использую в своём танце? Для всех ли частей тела?

Напомню основные четыре характеристики по Лабану: амплитуда, скорость, усилие, непрерывность/дискретность. Проходя разные комбинации из этих качеств для движения целиком или отдельных частей тела, можно заметить «пробелы». Например, что я никогда не использую большую амплитуду в движении грудной клеткой, не включаю быструю скорость плечами или головой, много двигаюсь текуче-непрерывно, а вот резких, четких и отрывистых движений мне явно не хватает, особенно в нижней части тела — и так далее.

При кажущейся простоте этой системы (возможно, из-за этого хотя многие танцовщики слышали про Лабана, не используют его систему в своих регулярных занятиях), она вбирает в себя все возможности движений нашего тела. Как гаммы, арпеджио и этюды для музыкантов позволяют включить в работу весь диапазон скоростей и амплитуд, так и мы здесь проверяем, все ли возможности для нашего движения мы используем

2) Работа над физической формой

Как написано выше, в «идеальном» случае во время импровизации мы можем использовать все наши физические способности — гибкость и шаг, прыжок, самые разные позиции тела, переключения скоростей. И, конечно, для этого важно:

а) Хорошо знать и чувствовать границы своих возможностей. Если я не знаю, например, насколько могу прогнуться, не повредив при этом спину, я или буду излишне оберегать себя, избегая амплитудных движений, которые в принципе могла бы спокойно включать в свой танец, или наоборот — буду слишком легкомысленно брать большую амплитуду, что ведет к травмам. Поэтому много внимания уделять исследованию своего состояния, самочувствия, границ и возможностей — важная часть практики

б) Расширение своих физических возможностей. Здесь можно взять простую схему из школьной физкультуры о физических качествах человека:

— сила;

— гибкость;

— выносливость;

— скорость;

— ловкость (баланс, координация и т.д.)

Работая с телом в целом и с отдельными его частями, развивая эти качества — мы расширяем свои возможности в танце и импровизации, это база, общая физическая подготовка. Это холст для картины — его размеры и качества, на котором в последствии мы будем рисовать свой танец. Конечно, можно сделать прекрасную картину и на маленьком клочке бумаги, но если у нас достаточно пространства это дает больше свободы.

Vetvi Art Unity

3) Работа с пространством

Выше описывались качества и возможности движения тела как такового, безотносительно пространства. Но в танце важно уметь использовать разные направления движения, уровни, уметь работать с плоскостями, перевернутыми положениями и т.д.

В качестве чек-листа для работы с пространством мне также нравится система Лабана, где мы включаем в своё движение одно-, двух- и трехмерное движение, задействуем кинесферу (и перемещаем ее по пространству, разворачиваем и переворачиваем), работаем с уровнями относительно пола и переходами между ними, включаем в свой танец разные направления движения.

Также полезной практикой для работы с пространством как таковым является подход Уильяма Форсайта, с его рисованием линий разными частями тела и комбинированием этих движений в пространстве.

4) Работа с образами

Дальше мы постепенно переходим к теме «Как уйти от комбинирования и перебора движений к танцу — «естественному», интересному, при этом богатому в плане движения и наполненности?»

Замечу, что я не обсуждаю здесь заучивание паттернов движений, чтобы потом танцовщик собирал из этих шагов, волн, взмахов и других движений свою скомбинированную импровизацию. На мой взгляд это может завести в тупик в поиске свободного спонтанного, но яркого танца. Я совсем не против хореографии или отработки базовых движений — у этого может быть очень много плюсов, но в плане работы со свободной импровизацией это не всегда полезно.

Работа с образами используется во многих направлениях современного танца, буто и гага фактически базируются на ней. Если мы берем движение с достаточно простыми образами (а лучше начинать именно с этого), то в основном это строится на воспоминании, припоминании нашего опыта. Например, «представьте, что вы окружены водой» — и мы можем вспомнить, как плавали в бассейне или в реке, как менялись наше ощущения и усилия при каждом движении. И в танце мы воспроизводим это.

Использование образов можно условно разделить на два типа. Первый — когда мы представляем, что находимся в необычной среде, ситуации — окружены мягкой ватой, под вами огненно-горячий пол, уворачиваетесь от камней, которые летят, находитесь в аэротрубе и т.д. Второй тип на мой взгляд чуть сложнее, он звучит «представьте, что вы..» — сделаны из песка, тающая льдина, распускающийся цветок, глина в руках ребёнка и т.д. Если первый случай мы можем соотнести со своим физическим опытом (когда мы касались ваты или чего-то горячего, встречались с сильным ветром). И здесь мы можем представить свои ощущения и воспроизвести свой отклик на них. А вот в упражнениях, где нужно представить, что моё тело сделано из другого материала, имеет другие физические свойства — такого опыта у нас нет и не может быть. Иногда новички в этом месте сталкиваются с трудностями. Здесь может помочь возврат к физическим характеристикам и поиск их в теле — что, если бы мои руки имели другой вес, другую плотность? Могу ли я представить, что мои ткани становятся сыпучими, как песок — как бы этот песок двигался. Или мы можем представлять скорее не ощущения в теле, а качество движения этой массы песка, цветка или глины — как она движется — и воспроизводить это движение.

Также есть разные вариации образов: можно представить, что внутри тела есть что-то, на что направлено ваше внимание или что движение преобразует внешнюю среду. Упражнений и практик можно создавать бесконечно много, но на мой взгляд начинать лучше с достаточно простых и базовых вещей.

Ольга Белошицкая

Движение с образами помогают развивать телесное воображение, телесную фантазию. Если я не забочусь о том, как выгляжу в момент выполнения упражнения, а стараюсь наиболее полно погрузиться в образ и найти качество движения, состояние тела, свойственное этой метафоре — это тренирует нас двигаться честно, открыто, иногда — непредсказуемо и живо.

Но. Важно понимать, что только работа с образами не улучшает вашу импровизацию в чистом виде, даже если вы честно и глубоко проживаете какой-то образ. Например, танцуете «танец огня» и действительно словно чувствуете изнутри себя огнём — со всеми его свойствами, не сдерживаете себя в выражении через тело, танцуете спонтанно. Со стороны, для зрителя это может оставаться неинтересным, непривлекательным, скучным. Подобно занятиям по танцевально-двигательной терапии — люди могут очень свободно проявлять себя, проживать всем своим существом тот или иной образ, это может быть очень ценным, проявленным в контексте терапевтической сессии. Но если этот танец перенести на сцену, он будет однообразен, скучен, как правило, в первые 30-40 секунд танца для зрителя «всё понятно».

Поэтому если мы говорим о сценической импровизации, где имеется ввиду возможность встречи со зрителем, важно уметь сочетать этот навык «проживания», отдачи, растворения в движении/метафоре/образе с сознательным выбором движения, использованием разных качеств, игрой с ритмом и скоростью, пространством. Это может потребовать особых навыков управления вниманием во время танца, о некоторых вариантах подхода — в следующем пункте

5) Танец на границе произвольного и непроизвольного движения.

На мой взгляд, одной из ключевых является умение одновременно танцевать, создавать свой танец и «позволять ему случаться», быть спонтанным. Для этого полезными являются «маленький танец» (одна из базовых в контактной импровизации и танце буто), практика аутентичного движения — где мы не сами создаем импульсы движения — импульсы возникают спонтанно, а вот наш отклик — отчасти непроизвольная реакция, отчасти — осознанный выбор. Наблюдение за этой связью ощущений, образов, эмоций, чувств и действий, которые происходят в этот момент, что из этого делаю я, а что из этого «делается» может быть хорошей базой для этого баланса на границе между произвольным и непроизвольным движением. Контактная импровизация как практика, где наполовину я создаю движение, а наполовину — подвергаюсь воздействию партнера — непредсказуемому — тоже хорошая тренировка этого рода внимания.

Большой темой также является танец на границе восприятия и действия. Когда мы учимся делать это не последовательно: увидел — подумал — сделал, услышал — подумал — сделал, а одновременно: мы воспринимаем в процессе действия, и действуем, не отключаясь от восприятия. Но это большая тема, достойная отдельного текста)

6) Гибкость мышления

На недавнем онлайн-интенсиве по импровизации один из участников заметил: «Сложнее не находить возможности для разного движения… Больше всего здесь нужна гибкость ума!» Мне кажется, это очень точное замечание, и на определенном уровне танцовщики начинают сталкиваться именно с этим ограничением. Развитие фантазии, воображения, спонтанности — даже через вербальные инструменты — написание сказок и небылиц, стихов, юмор, неожиданные ходы в разговоре . Готовность придумывать и быть разным. Не воспринимать всегда всё слишком серьезно. Готовность меняться и перевоплощаться, быть лёгким. Готовность быть некрасивым, уродливым, странным, смешным, обворожительным, роскошным, привлекательным, сильным, чахлым, умным, глупым… Важно работать с этим тоже.

Часть танцовщики привыкают всем нравиться, классно и пластично двигаться. Поэтому мысль о том, что они в какой-то момент могут начать нелепо дергаться, чесаться или подпрыгивать на одной ноге кажется им невозможной — это не про них! Они-то умеют действительно классно и красиво импровизировать. И тогда это становится ограничением снизу: да, они хорошо умеют импровизировать «вот так», но двигаться иначе для них немыслимо.

Vetvi Art Unity

7) Как живём, так и танцуем

Как писал Джон Ходгсон, На движение влияют:
— эпоха
— пространство
— одежда
— статус
— возраст
— состояние сознания
— личность
— атмосфера
— среда
— ситуация

Всё наше окружение, образ жизни, люди, книги, музыка — влияют на то, что мы можем выдать в качестве импровизации. Визуальная насмотренность и — особенно — большое количество музыки — разной, сложной и простой — могут оказать сильное влияние на наш танец.

У музыкантов и композиторов, на мой взгляд, мы многому можем научиться. И в плане самой композиции — работы с ритмами, разными регистрами, темпом, паузами. Поскольку и танец, и музыка, распределяются во времени, импровизация — это своего рода умение «музицировать» своим телом, поэтому развитие в этом направлении может быть очень полезным.

То, где находится наше внимание в повседневности, в каких мы отношениях с телом и движением вне сцены и танцевального зала — всё является почвой, из которой вырастает наш танец.

Ольга Белошицкая для svoboda-tancevat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *