О лаборатории «Танец и Воплощенное познание». Краткий отчет

На этих выходных мы завершили нашу онлайн-лабораторию «Воплощенное познание» — 5 встреч, 10 часов совместной практики, 54 источника (статьи и книги, англо- и русскоязычные). Эта лаборатория проходила на стыке форматов: ридинг-группы, философского кружка и телесно/перформативного исследования — где мы встречались с познанием в своём опыте, проживании, «изнутри» движения, танца, действия.

Темой воплощенного познания в русскоязычном поле занимается не так много людей: есть несколько групп исследователей, есть довольно подробные, раскладывающие по полочкам эту тему статьи (и видеолекции на ютубе!) Никиты Логинова, книжка и статьи Елены Князевой и еще небольшое количество материалов других авторов (кому интересно — напишите мне в личку, поделюсь подборкой материалов). Англоязычных источников на порядок больше, среди них несколько больших работ о связи и параллелях между когнитивной наукой, энактивизмом и танцевальной импровизацией. В том числе речь идет о контактной импровизации и соприсутствии, в котором рождаются новые смыслы, о соматическом внимании, разграничении взгляда «от первого лица» в танце и феноменологиии.

Нам в процессе лаборатории хотелось не просто ознакомиться и разобраться с теорией, но и сразу — на практике, телесно «познавать», исследовать, переживать и соотносить со своим опытом полученные знания.

По теории мы шли от базы, первой темой была феноменология. От Гуссерля — к более современным феноменологам, понаблюдали развитие этого направления, обсуждали основные средства феноменологических исследований, то, как они соотносятся с телесными и двигательными практиками (аутентичным движением, методом Фельденкрайза, импровизацией в современном танце), как феноменологическую редукцию применяют в современной психологии (в частности, в гештальт-подходе).

Второй большой темой стало «Восприятие» — и вслед за философами (Мерло-Понти, Подорога, Гуссерль, Леонтьев и др.) и исследователями когнитивной науки мы говорили (и двигались)) об ощущениях, впечатлениях, восприятии, опыте, проживании и переживании.

Третьей большой темой стал вопрос сознания и тела — и здесь мы обратились к современной нейронауке и когнитивным исследованиям, теориям функционирования мозга и сознания. Затронули также тему искусственного интеллекта и того, чему он никогда не сможет научиться, что в нашем разуме и сознании «чисто аналоговое», что цифра не сможет заменить.

Еще две встречи были посвящены теории воплощенного познания, разным течениям взглядам внутри нее: от «укорененного познания» до радикального энактивизма и теории динамических систем. Танцевали о том, что такое познание, как происходит узнавание, чем оно отличается от накопления информации, как мы можем знать, что поняли или познали явление? Можем ли мы «познать» другого человека? И что такое «тело» — в этом контексте?

И в завершение — обсуждали связи и параллели между энактивистским взглядом на человека (познание как действие, активная роль человека во взаимодействии с окружающей средой и т.д.). Движение — как один из модусов мышления (невербального, чисто телесного мышления), говорили, как это соотносится с импровизацией в современном танце, аутентичным движением, соматическими практиками и контактной импровизацией. Ислледовали темы внимания, внутреннего и внешнего наблюдателя, отличий движения, действия и танца.

Тема воплощенного познания набирает обороты — с одной стороны к ней подошли ученые, занимающиеся когнитивной психологией и нейронаукой, с другой — философы, с третьей — специалисты в области движения и танца. Это встреча-узнавание, удивление и радость, что кто-то пришел к этому с другой стороны, но оказался рядом, здесь же — и это питает, укрепляет и вдохновляет для новых танцевальных/перформативных исследований.

«Думать телом» — это не странная метафора, не эзотерика, это здесь и сейчас, на острие науки. И меня, как куратора Облачного института современного танца, очень радует, что мы тоже — здесь, вносим свой вклад в исследование и развитие этой темы.

С большой благодарностью участницам лаборатории — за глубину, открытость и танец,
Оля Белошицкая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *