Блог

По следам лаборатории «Проявленное тело»

Вчера завершилась наша онлайн-лаборатория «Проявленное тело». Во время подготовки к ней у меня в голове звенело «Чтобы практиковать и нарабатывать то, о чем мы говорим, нужны месяцы и годы регулярных занятий, что мы можем сделать за несколько полуторачасовых встреч в зуме?». Это был вызов, большая задачка.

И решение нашлось: поскольку это не лекции или мастер-классы, а лабораторные занятия — мы обсуждали каждую тему, пробовали подходы, находили, в чем здесь интерес для каждой из нас и как мы можем в дальнейшем развивать тот или иной аспект танцевально-сценического мастерства) Хочется оставить на память пару заметок.

Когда мы разбирали тему обыденного тела, выяснилось, что «обыденное» — очень разное. Что тело живет по-разному дома и на улице. Когда мы находимся в стрессовом состоянии или торопимся, мы двигаемся не так, как во время отпуска. Интересным было посмотреть, насколько возможно в повседневной жизни «продлить» практику внимания к своему движению и позе? Ходить, вставать, поворачиваться не просто «как-нибудь», а продолжая быть внимательными к телу. Тогда наша практика и тренировка будет занимать не просто несколько часов в танцевальном зале, но в некотором смысле — продолжаться в остальное время.

В теме «Виртуозное тело» мы разбирали базовые физические качества тела — гибкость, силу, выносливость, скорость, баланс, координацию/ловкость. Для импровизаторов к виртуозности также может относиться свобода в выборе движений, работа с амплитудой, точностью, непрерывностью, уровнями. Зная качества, навыки, техники, которые нам хочется привнести в свое движение, мы можем выбирать методы, которым мы будем пользоваться для этого: классический или джазовый тренаж, йога или паркур, соматические практики или классы по хип-хопу и т.д.

В «Экпрессивном теле» нашлось две стороны.Первая — проживание эмоций через тело, позволение себе выражать то, что есть внутри — с разной интенсивностью. Это близко к танцевально-двигательной терапии или аутентичному движению, когда мы встречаемся со своими чувствами, иногда — глубокими, потаенными и даем им проявиться в движении.

С другой стороны — сценическая выразительность. Здесь задача в том, чтобы зритель получил возможность ощутить, прожить какую-либо эмоцию. Хотя тренинги и упражнения могут очень перекликаться с тем, что происходит на танцевально-терапевтических сессиях (и являются важным способом развития мышления и проживания-через-тело), важно помнить, что не обязательно плакать, смеяться или биться в истерике на сцене, чтобы вызвать ответную эмоцию у зрителя. Скорее, наоборот: живой отклик возможен там, где артист остается в своих сценических задачах.

И тут мы как раз подходим к самой любопытной теме — Пре-экспрессивное состояние танцовщика. Этот понятие ввел и развивал теорию о нём Эудженио Барба — режиссер Один-театра, организатор Школы театральной антропологии, автор нескольких книг. В своём «Словаре театральной антропологии» он приводит методы и подходы к работе на «пре-экспрессивном уровне», когда артист не стремится поразить зрителя виртуозностью или эмоциональностью, а находится в неком особом состоянии, присутствии — очень притягательном и содержательном для зрителя. При этом он может «ничего не делать» внешне.

На лаборатории мы исследовали несколько принципов, которые лежат в основе этого экстра-обыденного состояния:
— Принцип оппозиций — когда в теле создаются разнонаправленные усилия, напряжения.
— «Равновесие-люкс» — когда мы работаем с неустойчивыми положениями, на грани, в непривычных позах.
— Принцип сверх-усилия — когда для небольшого внешнего движения прикладывается большое внутреннее напряжение, гораздо большее, чем это необходимо.

Любопытно, что это противоречит «эффективности» и «физиологичности», к которой мы зачастую стремимся в техниках современного танца: когда мы учимся тому, как сделать движение эффективно, с минимумом усилий. Но на пре-экспрессивном уровне речь не идет об экономии усилий, скорее наоборот. Барба приводит один из принципов работы в театре Но: только 30% движений должно разворачиваться в пространстве, и 70% — во времени. То есть на внешне проявленное движение должно уходить 30% затраченной энергии, и 70% энергии — на «движение внутри тела», которое не проявляется снаружи.

Лаборатория получилась практикумом по выстраиванию своей практики, тренажа. Благодаря такому «разложению по полочкам» — довольно удобно смотреть, над чем стоит поработать сейчас и каким именно образом, упражнениями, тренингом это можно делать. У меня почти на каждом занятии была мысль: «На изучение этой темы нужны месяцы! По крайней мере несколько месяцев регулярной и глубокой практики!». Возможно, когда-то будет и такое. А пока — материалы лабы стали классной ступенькой к самостоятельной работе, надеюсь, каждая из участниц нашла для себя что-то в этом исследовании.

Огромная благодарность всем за то, что это исследование состоялось!))) (На всякий случай: видеозаписи занятий есть, если кто-то захочет посмотреть курс-лабораторию в записи — это возможно).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *