КИ — форма социального танца. (И где танцоры разных направлений применяют своим навыки?)

Перевела отрывок из статьи Йорга Хассманна «Что такое Контактная импровизация?». Возможно, когда-то выложу полный перевод, а пока — кусочек)
О.Б.

Это почти сюрприз, что КИ стала формой социального танца. Ее практиковали (и порой практикуют до сих пор) в основном без музыки. Все началось с физического эксперимента для создания перформанса («Магний» в 1972 году под руководством Стива Пэкстона). И могло бы развиться в вид физического перформативного искусства. Некоторое время эти очень физические и акробатические начинания назывались спортивным искусством. Возможно, КИ стала танцем, потому что ее создатели были так сильно связаны с танцевальным миром, и исполняли ее как танцевальный перформанс. Социальный аспект появился уже в самом начале в исследовательских установках.

Первоначальным способом практиковать КИ, а также демонстрировать ее, была круговая система Round Robin, которая создает своего рода сцену и разделяет практикующих на танцоров и зрителей. Этот формат утратил свой доминирующий статус на классах и других формах практики КИ. Его недостаток в том, что только несколько человек могут танцевать одновременно. Наблюдение в качестве зрителя было основной частью практики и создавало некое творческое давление на танцоров. Это зачастую
было особенно трудно для новичков в этой форме танца, где восприятие подчеркивалось сильнее, чем красота или забота о визуальной форме.

Вместо этого появились джемы, где каждый мог сам решать: танцевать или стать свидетелем танца. Если места достаточно, более ста человек могут танцевать одновременно . Контактная импровизация создала формат, похожий на другие формы социального танца, такие как бальный танец, сальса или аргентинское танго. Люди встречаются, чтобы просто танцевать вместе.

Обычно развитие идет в другую сторону. От формы социального танца к сценическому. Из того, что я знаю про аргентинское танго, изначально его танцевали не на сцене, а только на классах и милонгах, и перформативные элементы были его частью. Позднее стало нормой, что ведущие танцовщики делали постановки танго для сцены, где им нужно было приспособить танец к этой другой ситуации.

С другой стороны, балет (а также последующие поколения модерна и техник contemporary dance) сохранили свою направленность на сценическое исполнение. Классы и тренировки развивали физические возможности. Спектакль совершенствовался на репетициях. Но сцена — это, по сути, та рамка, где должны быть исполнены отрепетированные шаги. В настоящее время многие люди, которые посещают уроки балета, модерна, джаза или современного танца, не хотят исполнять их на сцене. Самой практики уже достаточно. В моем понимании это выглядит так, что большинство студентов-танцоров contemporary никогда не находят условий превратить свои наработанные навыки в чистый танец. Они совершенствуются в танце, но никогда не танцуют. Как странно.

Только (?) контактная импровизация проделала этот чудесный путь от перформативного танца до социальной танцевальной формы, которую можно действительно станцевать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *