статьи

Контемпорари или модерн? Чему мы учим?

На протяжении многих лет разговор о том, как назвать нашу нынешнюю практику преподавания стиля, который иногда называется танец модерн, а иногда – контемпорари/современный танец, заставляет недоумевать и студентов, и преподавателей. Старшеклассники, которые приходят в университетские классы, часто обнаруживают, что то, что называлось contemporary  или lyrical в их студии теперь называется “modern” в колледже. Действительно ли это одно и то же? В соответствии с недавним обсуждением в Национальной организации танцевального образования National Dance Education Organization (NDEO), на форуме Higher Education online forum, некоторые колледжи поменяли название этих стилей, поставив контемпорари вместо модерна. Одни сделали это чтобы усилить связь с танцевальным опытом поступающих студентов и увеличить количество абитуриентов,  а другие — в попытке прояснить разницу между нынешней гибридной практикой контемпорари и практикой, которая основана на техниках и кодах танца двадцатого века. Вот некоторые современные представления о различии между этими терминами и некоторые рекомендации для уточнения вашей собственной практики.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗЛИЧИЯ

Одна из причин того, что есть много различных применений термина “contemporary” (современный) заключается в том, что существует много областей танца (concert, commercial, world dance), все из которых используют  термин в разных ситуациях, а иногда в нескольких случаях сразу. Как и при использовании большого количества танцевальных терминов, важным становится контекст. СансСан Квон (SanSan Kwan, 2017), в комплексной статье  на эту тему в исследовании в танцевальном образовании (Research in Dance Education) экспертно суммирует эту широко используемую головоломку:

В концертном танцевальном мире (включая нашу танцевальную программу), современный танец (contemporary dance) предполагает один набор (иногда) общих эстетических ценностей; в мире коммерческого/конкурсного танца (на что ссылались студенты), современный танец выглядит совсем по-другому. В контексте «мирового танца» world dance, » contemporary » как прилагательное, прилагаемое к региональной форме (т. е., cовременный африканский танец, современный азиатский танец, современный латиноамериканский танец), напоминает нам о сложном наследии и обсуждениях, различиях и последствиях постколониализма и глобализации и их влиянии на таксономию танца. (38)

Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих контекстов. В мире концертного танца (современного танца как искусства), в котором ситуация наиболее тесно согласована с большинством танцевальных программ колледжа или университета, слово contemporary используется одним из двух способов. Оно означает период времени или набор эстетических решений.

Когда он используется для обозначения периода времени, это часто означает нынешнюю, сегодняшнюю практику. Это значит не просто современный танец, а современный джаз, современный балет и так далее. Когда термин используется без названия конкретного жанра (как в предыдущих примерах), термин обычно относится к набору эстетических ценностей. Опять же, нет полного согласия о том, что это за ценности.

Некоторые хореографы используют его для обозначения танцев с такими общими чертами, как экспериментальные элементы, концептуальная основа или включение импровизации, текстовых или мультимедийных элементов, что делает термин порой синонимом танца постмодерн. Другие университетские преподаватели танцев относятся к стилю танца, которому они учат, как к contemporary/современному , потому что он представляет собой слияние стилей в текущей практике, часто включая модерн, джаз, хип-хоп или акробатические трюки. Третьи учат гибридной форме движения, взятой на основе нескольких кодифицированных практик танца модерн, таких, как техника Лимона или Хортона, и при этом также называют свои классы contemporary dance, потому что они считают, что они «осовременивают» эти техники двадцатого века. Частая практика для мест, где преподают как модерн, так и контемпорари — различать эти два понятия, определяя модерн как основанный на кодифицированной определенной технике, а контемпорари — как коллаж стилей и техник.

Если вы качаете головой, глядя на университетские практики, поворот к коммерческому миру, к сожалению, внесет совсем немного больше ясности. В коммерческом мире, который более тесно связан во многих случаях с частной конкуренцией танцевальных студий, контемпорари часто относится к соревновательной категории движения, включающей атлетизм, акробатику и эмоциональное выражение текста песни. Это иногда накладывается на категорию классов с названием lyrical на соревнованиях между школами.
Контемпорари на уроках танцевальных студий может также означать класс, который соединяет или включает в себя элементы балета, модерна, джаза, и хип-хопа. Некоторые студии предлагают классы с названием модерн,  если их происхождение можно конкретно определить, например они берут начало от Каннингема или Грэм, что делает различие между модерном и контемпорари при таком подходе более ясными.

В контексте world dance (мирового танца), контемпорари также имеет множество значений. В некоторых случаях, он используется для описания смешения традиционных этнических элементов и западных техник. В других случаях его можно определить как перформативные практики, где танцоры из определенной культуры занимаются современными западными танцевальными практиками, но содержание спектакля или номера связано с историей этой культуры, ритуалами или другими этнически релевантными темами. Чтобы внести свой вклад в путаницу, слово контемпорари также используется в контексте world dance для обозначения  использования воображения или эксперимента совместно с традиционной формой танца, например, контемпорари против классического фламенко.

КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ВАМ НАЗВАНИЕ

Зная, что термины означают разные вещи для разных людей в множестве контекстов, каким образом вы решаете выбрать название для вашего собственного стиля преподавания или занятий? Ответ зависит от двух факторов: контекста вашего класса и цели преподавания.

Контекст

Если вы преподаете в условиях, где уже используется один из этих терминов, вы захотите рассмотреть, что означает этот ярлык для студентов, которые придут на ваш урок. Студия, университет, общественный центр или другое место, где вы преподаете, скорее всего имеет традиции, и вы должны спросить, или еще лучше — понаблюдать, какие ожидания могут быть, когда вы присоединитесь к этой организации. Если вы преподаете кодифицированную технику, ярлык контемпорари может не описать однородность вашего подхода. И наоборот, если вы преподаете эклектичную компиляцию стилей, вас могут спросить, какие техники вдохновляют вас на этот контемпорари подход. Как и в большинстве образовательных практик, ключевыми становятся прозрачность и знание. Вы должны знать исторические источники и эстетические ценности стиля или стилей, которые вы преподаете, и уметь сформулировать их для своих учеников.

Вы можете объяснить им, что контемпорари имеет много значений, и почему вы используете именно его в своем случае. Если вы учите сплаву танцевальных форм, лексики, и методов, объяснение названия даст шанс определить их источники для ваших студентов. Если вы называете свою практику контемпорари, потому что модернизировали практику, ваши студенты многое узнают благодаря сравнению того, что вы делаете с традиционным подходом.

Цель

Второй фактор, который определяет название того, что вы ведете, это цель вашего класса. Вы тренируете студентов в определенной технике, которая основана на вашем бэкграунде в качестве танцовщика? Если вы были обучены и основываете свою работу на кодифицированной модерн технике, вы можете назвать свой класс «модерн» и объяснить, чем вдохновлен этот класс, даже если вы не следуете заданной учебной программе или не используете метку о пионере танца модерн, на котором он основан.

Каковы цели и задачи вашего класса? Если они должны уточнить навыки ваших студентов в определенной коммерческой практике, то ярлык «контемпорари» мог бы точнее информировать их о контексте, к которому вы собираетесь их подготовить. В любом случае, ваши педагогические ценности и практики должны согласовываться с одним из определений контемпорари или модерна в вашем образовательном контексте, и вы должны быть в состоянии объяснить эту связь. Хотя терминология может быть неточной, ваши намерения как учителя должны быть точны. Как название хореографического номера – это первое впечатление от вашей работы для зрителей, так и название вашего класса — это первое впечатление от содержания или ценностей, которым вы будете учить. Не забудьте сформировать эти ожидания так точно, как вы можете, зная ценности и потенциальные значения этих терминов по отношению к вашей практике и условиям преподавания.

Miriam Giguere, PhD
Department of Performing
Arts, Drexel University
Philadelphia, PA

Перевела Ольга Белошицкая для http://svoboda-tancevat.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *