Сумбурные мысли про дошкольное творческое развитие

Все выходные читала-не могла оторваться от этого жж http://very-music-mom.livejournal.com Автор — профессиональный композитор, мама, много пишет о музыкальном образовании и о музыкальной культуре вообще. Мне многое очень отозвалось. Местами если заменить музыку на «танцы» — прямо очень созвучное моим поискам, и даже какие-то тропинки нашлись, куда еще хорошо бы пойти. Да и про саму музыку для меня актуально) Вчера даже уселась играть, хотя довольно давно не играла — вдохновилась)

Я так люблю находить единомышленников, особенно профессионалов, особенно из других сфер) Я много думаю про танцы и занятия для детей — тем более, Манюшка подрастает;) И да — лучшие занятия это общеразвивающие игровые занятия, где много импровизации, игры, эксперимента. Очень хочу в следующем году попробовать такое в формате мама+малыш и, может, и просто с дошколятами. Потому что танцы колобков и мишек — это все удручает. Да, заставить двадцать детей делать одинаково в музыку можно только такие вот прихлопы, но вот зачем оно надо — несколько месяцев убивать на эту дрессировку?

Про рисование у меня тоже очень отозвались авторы, которые говорят про вред и бред раскрасок, вылепливания по шаблонам, рисования под диктовку и т.д. Детей хорошо бы знакомить с материалами, предоставлять их побольше разных, не бояться каляк и грязи и придумывать, как это все обустроить. И дать возможность ребенку самому творить и рисовать. Свободно. А не «сейчас мы нарисуем елочку, елочка рисуется так…». У меня самой болезненный опыт с рисованием из-за этого. Умела рисовать людей только так, зверей — только определенным образом. И если меня не научили, «как» рисуется лягушка, я и не начинала ее рисовать. Вместо того, чтобы попробовать 10 способов изобразить лягушку и разобраться, что у нее к чему, я просто считала,что рисование — вот это вообще не мое, не про меня. Но вот год назад попала на небольшой курс к хорошему преподавателю, и меня, слава Богу, расщелкнуло. Теперь рисую с огромным удовольствием, даже если это каляки-маляки, понимаю, что надо наработать все-таки определенный опыт.

Вот и с музыкой автор вышеупомянутого жж говорит, что в первую очередь важно развивать музыкальность, учиться слушать музыку, не бояться импровизировать, не учить ребенка «правильно» — он должен смело экспериментировать с голосом, громко и тихо, красиво и ужасно, «умно» или тупо. Не бояться экспериментировать с инструментами. Вообще про эксперименты (в первую очередь, со своим голосом, телом, руками) — тоже больная и всеобщая тема. Потому что можно столько наэкспериментировать! Налепить, нарисовать, напеть, нагреметь, натанцевать, накувыркать. Но не принято же! Взрослые совсем не делают этого (только по определенным программам определенные упражнения), и детей не учат. Не показывают, как это офигенно. И в этом огромный потенциал. В этом огромная мотивация и к музыке, и к рисованию, и к танцу. Потому что конечно, обучение в любом направлении — это много техники, упражнений, кропотливого труда. Но человек должен понимать, зачем он это делает. Зачем рисует миллион кубиков в разных ракурсах, зачем долбит однообразные гаммы и этюды, зачем постоянно упахивается на технических танцевальных классах. Мне не повезло с рисунком, но повезло с музыкой и танцами. Мне разрешали баловаться на пианино сколько я захочу. Я ставила перед собой ноты и долбила по клавишам, сколько влезет. Плюс хорошие учителя, которые поддерживали любовь к музыке и давали понять, зачем нужно много труда. И я в младшем школьном возрасте без родительских заставлений (только по заданию учительницы, которая все это умудрялась донести мягко, без угроз и жесткачей, а вот именно из позиции интереса и любви к музыке) сидела-играла дома каждый день по три часа.Дома, опять же, могла танцевать-импровизировать-сочинять танцы сколько угодно. И это тоже был огромный ресурс любви к танцу и движению. И он до сих пор со мной. Если надо было заниматься дома — занималась и занималась. Тянулась, училась чему-то, повторяла. Все это тоже без нажима родителей и тренеров, просто я понимала, зачем мне эти мучения. Родители только охали, когда видели меня тянущуюся на отрицательные шпагаты с разных предметов мебели и «жалели» меня.

В общем, пока у меня складывается мнение, что для дошкольников ключевое — это игра, свобода, импровизация. Хочется в плане танцев в этом куда-то двигаться и сделать занятия. Еще очень хочу доехать до семинара по орф-педагогике, прям очень! Как бы так устроить это)) Уже скоро)
Ранняя дрессура, на мой взгляд, совершенно ни к чему. Дрессироваться вполне можно начать и в 7-9 лет, если у ребенка остается живой интерес, есть данные и замашки пойти в творчество профессионально (но тут тоже надо смотреть, что это за профессионализм, как его выращивать и нужно ли). Не превращать творчество, художественность, музыкальность, танцевальность в спорт. А почувствовать свободу в этом, в какой-то мере видеть,что нужно трудиться и тогда свободы станет еще больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *